рейтинг блогов

Об интенсивности переброски войск на запад осенью 1941-го

топ 100 блогов periskop13.05.2018 Об интенсивности переброски войск на запад осенью 1941-го
Этот пост, наверное, надо было сделать ко Дню Победы. Но - пусть будет хотя бы и сейчас, всё равно материал интересный. В ходе работы над путеводителем Транссиба перелопачиваю множество ведомственных изданий и книг, и периодически попадаются крайне любопытные цифры. В частности, о пиках работы Транссибирской магистрали в войну, в книге "ВСЖД. 100 лет" Иркутского университета (1998).

Абсолютных пиков интенсивности движения было два - в октябре-ноябре 1941 г. и в мае-июне 1945 г. Они превышали обычную пропускную способность дороги в 2,5 - 3 раза. Были и локальные пики, связанные с движением грузов ленд-лиза и доставке оружия и боеприпасов при подготовке операций, это в основном вторая половина 1943 и 1944 г. Но речь сейчас о первом из них, пике осени 1941-го.


Так вот. Базовая цифра - 315 тыс. вагонов с войсками и воинскими грузами, которые были доставлены под Москву с начала октября по начало декабря 1941 г. именно из восточных районов СССР (И.В. Ковалёв), и примерно 70% из них либо было пропущено через Восточно-Сибирскую ж.д., либо формировалось на её станциях и проследовало через западную точку дороги. Интересно посчитать интенсивность движения этого пика, чтобы воочию представить предельное напряжение сил страны (некоторые цифры я для наглядности и удобства буду немного округлять). 70% от 315 тыс. вагонов - это 220,5 тыс. вагонов. Период для удобства возьмём в 60 дней (скорей всего, он был чуть больше, до 5 декабря, но это для подсчёта некритично) - весь октябрь и весь ноябрь 1941. Итак, чтобы пропустить эту колоссальную массу военных грузов и эшелоны войск, через ст. Тайшет следованием на запад надо было пропускать 3675 вагонов в сутки. Это, понятно, без учёта остального движения по магистрали - которое, хотя и было предельно сокращено, но всё равно не останавливалось. Ведь надо снабжать местную промышленность сырьём, перевозить эвакуированных, пропускать санпоезда на восток, подавать порожняк под погрузку в восточные районы, осуществлять маневры и т.п.

Насколько велика пиковая нагрузка в 3675 вагонов/сутки для железной дороги? Если взять стандартный воинский эшелон того времени для среднего паровоза класса Э или СО, то это примерно 60 вагонов в двухосном исчислении (скорей даже, 50-55, но возьмём бОльшую цифру). Конечно, были и тяжеловесы с 4-осными - где везли габаритную технику, но были и людские поезда более лёгкой массы с мобилизованными или с л/с перебрасываемых с ДВ дивизий. Усредняя, можно принять за основу 40-вагонный эшелон в 110-120 осей, с примерно третью тяжёлых четырёхосных вагонов в составе. Тогда получается, интенсивность переброски равно 3675/40 = 92 эшелона в сутки, или воинский состав каждые 15 минут (!). Причём это - непрерывно и круглосуточно в течение двух месяцев подряд!
Об интенсивности переброски войск на запад осенью 1941-го

Такая была колоссальная нагрузка на Транссиб в начале войны, и дальше в книге пишут, что в отличие от ситуации весны-лета 1945-го, переброска 1941-го была практически без крушений и сходов. А в 1945-м, напротив, в дорогу во время войны вкладывалось относительно мало средств, она работала на износ и в ходе переброски войск и техники на восток - для войны с Японией - сходов составов было не один и не два, да и с запасом рельс на замену были проблемы, их в 1944-45 поставляли американцы.

Так что, как ни крути, а в предвоенную эпоху Кагановича (при всём моём сложном к нему отношении) успели сделать очень много для того, чтобы Транссибирская магистраль выдержала такое страшное напряжение. К 1940 переложили дорогу с непрочного песчаного на щебеночный балласт, пропускающий воду и неразмываемый паводками, положили тяжелые рельсы Р-50, построили второй путь на участке от Карымской до Ворошилова-Уссурийска в 1936-40 гг. (а это, на минуточку, 2900 км главного хода), на дорогу пришли мощные паровозы, внедрение автосцепки было в самом разгаре, и благодаря этому постепенно уходил в прошлое главный ужас движенцев - разрывы составов на перегоне. И страшно даже подумать, чтобы было бы, если бы на Амурской ж.д. до 1941 не успели положить вторые пути со вторыми мостами и капитально переустроить средние и малые мосты (при Российской империи основной дорогой считалась КВЖД, туда шли главные деньги и ресурсы, но к 1937 г. она уже была продана, да и проходила по чужой территории).

Об интенсивности переброски войск на запад осенью 1941-го
Ещё интересный момент - почему могли позволять себе такую роскошь, как ставить 2 пассажирских паровоза под эшелон вместо грузового и пропускать составы с такой высокой скоростью (практически как в XXI веке)? Это тоже объяснимо. Потому что в августе-сентябре 1941 г. ж/д сеть СССР сильно сократилась за счёт немецкого наступления, и около 80% локомотивов с оккупированных районов перегонялось в тыл. В том числе и на Транссиб: туда, к примеру, пришло много скоростных ИС-ов с западных магистралей. И не только они. Было даже некоторое перенасыщение дорог локомотивами - которое, правда, к исходу 1942-го уже не чувствовалось, так как паровозы работали на износ.

* * *
В общем, вот так и воевали. "Вопреки Сталину, вопреки Кагановичу".
Согласно версии современных медийных пропагандонов, некий абстрактный народ непонятно под каким управлением за 2 месяца сформировал 8000 воинских эшелонов (и выделил на это остро необходимые ресурсы и квалифицированную рабочую силу!). Затем народ абстрактно перебросил непонятно кем сформированные и обученные войска за 5000-9500 км от мест довоенной дислокации в кратчайшие сроки - прямо к выгрузочным станциям вблизи мест сражений Московской битвы, и осуществлял управление движением на полигоне в 9000 км, согласованное с командованием фронтов и Ставкой ВГК, а также централизованное снабжение эшелонов топливом и остальными припасами.
Ну а адекватным людям понятно, что все эти удивительные результаты не могли быть достигнуты без квалифицированного управления транспортом (и не только им) и без предварительной подготовки полигона движения.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
После недавней информации о больших потерях ВСУ под Мариуполем и Старогнатовкой http://colonelcassad.livejournal.com/2359312.html , несмотря на бдительное око военной цензуры в прессу просочились некоторые подробности довольно крупной тактической неудачи ВСУ с элементами панического бе ...
Он мне сегодня этот жемчуг подарил, А завтра, он сказал, кольцо подарит! Весь день он мастерство моё хвалил, Шампанским угощал сегодня в баре! Сказал на конкурс скоро пригласит, Покажет он меня Плисецкой, Всему научит и ошибки устранит, В жизнь взрослую возьмёт меня из детской! © ...
Скажите, мне одному кажется это фото Рейтерс с велогонки странным? Не кажется ли вам, что из эстетических соображений слюну, которая капает изо рта велосепедиста, надо заретушировать? ...
...И все это вместе взятое называется «модернизация» Андрей Остапенко Давно известно, что имя влияет на судьбу его носителя и что перемена имени меняет ход жизни. Это справедливо как для отдельных людей, так и для крупных социальных ...
Мак-Лауд быстрым, но внимательным взглядом окинул добытое им оружие. Лучше, если он не будет знать, кто пырнул нашего друга. Может быть, именно в таком обличье он впервые посетил Таглиос, где нюень бао не жаловали. Нет, орет, ни за что в жизни, ...