ОБ ИКОНАХ, ИКОНОПОЧИТАНИИ, АРИИ И ЧУДОТВОРЦАХ ГОЛОГРАММ.

топ 100 блогов Анна Вячеславовна Колесникова — 09.05.2011 В последние недели мне через МойМир, т.е. приватным образом пишет человек. Задаёт богословские вопросы, провоцируя на дискуссию. И как-то я к этому отнеслась несерьёзно. Не люблю я неприватные беседы в приватном виде. То есть когда на эти темы можно и нужно говорить публично, однако, человек настаивает на приватности. С одной стороны, он задаёт правильные вопросы – правильные хотя бы потому, что они есть, потому, что человек хочет разобраться, а не слепо верит. Но с другой стороны, он сам там же в сообщении пытается на них отвечать. И отвечает в принципе не так уж неумно – старается свериться с Писанием. И даже иногда у него получается довольно разумно. Однако, он снова и снова выходит на дискуссию приватно. Может, потому что за напрашивающиеся ответы могут скушать свои же православные.

Приватности диалога с незнакомым человеком меня немного напрягла, поэтому я не стала выкладываться на все сто, как это делаю в подобных дискуссиях. Однако, всё-таки он меня растормошил, и на фоне моих единичных фраз-ответов я потихоньку откликнулась. Теперь думаю, что, может, написанное мной будет кому-то полезно. Иногда, знаете ли, не замечаю, что элементарное для меня может оказаться важным открытием для кого-то. Ведь и я так когда-то открывала для себя, например, икону.

Именно об иконе и шла речь в последних приватных письмах этой нашей дискуссии. Уважая право человека на то, что он не хочет себя открывать, свою часть написанного я всё-таки опубликую, при необходимости дав в качестве цитаты его вопросы. Ну и наверное, что-нибудь добавлю к сказанному.

В частности человек поставил вопрос, зачем нужна икона? Почему непременно на неё нужно смотреть, чтобы молиться Богу? Вот его слова, в которых очень много разумного:
«Можно ли делать иконы на основании нового завета???
а что значит запрещение или разрешение?
если слово молчит, то это значит что?
можно!.........?
см. по православному учению ...первой иконой т.е. образом был сам Иисус!!!
но!
что означает слово "образ" в переводе на Христа???
ведь оно не означает что Христос был нарисованной иконой или изображением Бога?
он был человеком и в то же время он назван ОБРАЗом Бога!!!
а все ваши так наз образа (иконы) что это такое???
они во-первых сделаны не Богом а людьми!
во-вторых изображают не Бога а кого? (ведь сказано Бога не видел никто, никогда!!!)
в-третьих ваши иконы изображают не только "Бога" но также и иных субъектов повествования...марию, апостолов и пр...
ПОЭТОМУ-ТО считаю что все странные аргументы в подтверждение того что изготовление икон угодно Богу - не объективные...!
просто в своё время произошло нечто, способствующее появлению такого учения о Боге...которое в это время было принято и подхвачено многими язычниками ставшими христианами...скорее "христианами", ибо по истине о Боге буквального РИСОВАНИЯ Бога быть не могло!!!
для меня ответ на рисовать или не рисовать Бога...есть в посл. римлянам 1 гл стихи с 20 по 25
возможно там сказано прежде всего о язычниках но христиане утвердившие иконы по сути и есть язычники в христианской одежде...и "славу нетленного Бога изменили в ОБРАЗ (ИКОНУ), подобный тленному человеку, и птицам..." ...вот ответ нового завета на все ваши изображения Бога!!!»


Я отвечаю:
На икону смотреть можно, но не обязательно для общения с Богом смотреть на икону.
Можно - это возможность. Нужно - ограничение.
Как сказал Апостол «Всё мне можно, но не всё полезно»

Когда я была в духовном младенчестве, то иконы мне были необходимы. В первую очередь своей символикой. Через символы, запечатленные на разных иконах, я многое открыла. И сейчас есть иконы, которые для меня являются загадкой. Известная икона Спаса - сионская, например. У Христа лик на этой иконе несимметричный, это очень сильно отличает её от других аналогичных.

Разговаривая с Богом в любом месте без икон, Вы, конечно, будете находить ответы на Ваши вопросы и в росе, и в ландшафте каменных джунглей. Но на иконе пребывает благодать. В большей степени на старой. Да и новые о многом могут сказать. Об апостассии, например, расскажут.

Была масса икон, которые помогали мне разбираться в Писаниях, задаваться вопросами, получать ответы. Иконописец сам может не знать, что его рукой выписывает Бог. Надо помнить, что нормальные иконописцы выдерживают довольно длинный пост перед тем, как начать работу, много молятся и до и во время написания иконы. Поэтому согласитесь, что пространство иконы – это более благодатное пространство, нежели чем, скажем, телевизионное шоу. Это если на что-то смотреть.

Вообще вопрос молитвы – многогранный. Молиться нужно всегда и везде. Но не всегда же Вы будете находиться радом с иконами. Поэтому если есть икона, то почему бы на неё не взглянуть. Бывало такое, что иконы, которые годами стоят у меня на божнице, открывали мне что-то новое. Даже сногсшибательное. Открывали именно через фрагменты, запечатленные на иконах.

Бывало такое, что буквально на квадратном сантиметре довольно большой иконы было сосредоточено для меня масса информации, полезной на тот момент, - полезной с точки зрения Бога, разумеется. То есть неожиданной, не запрашиваемой, если можно так сказать.

Но молитва где-нибудь по дороге, на бегу, в суете будней нужна. И если Бог захочет, если будет необходимо, то Он Вам из троллейбусов выстроит ответ – Вам одному. Поверьте моему опыту – видела разное. И не только я.

Ну а если Ваша молитва творится в состоянии боли, скорби, Вы просите Вас защитить (но не от справедливого возмездия, а от несправедливого к Вам действия) то лучше бы быть рядом с иконой, а то «срикошетите» куда-нибудь не туда. В этом случае икона – своего рода прицел, дабы не промахнуться – куда отправить Вашу боль рикошетом.

Если же Ваша молитва – не вопрос, не просьба о защите, а благодарение, то Вы можете услышать радование вместе с Вами через шелест травы, через игру отражений лучей солнца от поверхности водной глади. Сейчас уже не вспомню, как это может быть, поскольку для меня это настолько привычно… Хотя когда впервые я это обнаружила с такой очевидностью, что невозможно было сказать, что это мне показалось или у меня богатая фантазия (она, кстати, у меня совсем небогатая – не получается у меня выдумывать). Может быть что угодно – Бог безграничен в своих возможностях. Но у Него всё целесообразно. Просто так, чтобы кого-то поудивлять своими чудесами, Он не будет, например, собирать облака в точный портрет Льва Толстого.

Что же касается вопроса того, что христиане порой иконой начинают подменять Бога, молиться не Богу, а иконе – это правда. И чем дальше, тем хуже. Иконопочитание становится целью, люди забывают о том, что это всего лишь средство. А средства для достижения цели можно ведь выбирать разные, то есть от каких-то можно отказаться, какие-то брать на вооружение. Можно их периодически менять, но всегда держать перед глазами цель. Вот и всё.

Думаю, что Арий в своё время пытался сказать как раз об этом, но не успел – его ударил по лицу Николай Чудотворец. Не исследовала я еще подробно историю икноборчества и так называемой арианской ереси, не читала мнение тогдашнего Собора (не помню, каким он по счёту был). Надеюсь, когда-нибудь руки дойдут. Но исходя из того, что я об этом знаю, скажу, что Арий, быть может, и не был агрессивно против икон, а только хотел сказать об опасности подмены. Не зря же и в Ветхом завете, и в Новом Завете (у апостолов) дано предостережение относительно изображений, образов, икон.

Не говоря уже об Апокалипсисе:
Откр 15:2 - И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии
Откр 16:2 Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его.
Откр 14:9 И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою,
Откр 20:4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою.

Зайдите в центральные городские храмы в любом городе – Вы найдёте там массу икон на продажу. Обратите внимание, что появляются уже голографические изображения, где Христос может Вам подморгнуть, а Его мать изменить положение тела. Это всё красиво с эстетической точки зрения (хорошо выполнено), но отвратительно с духовной. ПРОСТО ОТВРАТИЕТЕЛЬНО. И это только начало. Если так пойдёт, то завтра с Вами иконы начнут уже разговаривать – не исключено. Хотя это слово – образ зверя - традиционно в церкви объясняются как телевизор, по которому антихрист что-то скажет, или монитор компьютера, или одновременно совмещенное устройство по функционалу, но ведь в этим двум функционалам могут однажды добавить и третий – икону. Особенно, если такими темпами братаются светские и церковные власти.

Просто голограмма однажды станет нормой иконы, перестанет пугать православных, потом в норме станет какая-нибудь кино-икона. Не самые духовные, но технологичные киношники легко возьмутся за это. Вон Михалков, например, - переступит через всё святое ради высокого искусства, при этом ведь на словах – православный. И дальше мы можем получить уже не на застывшее изображение, скажем, Рождества Христова смотреть, а разворачивающиеся сюжеты. Человек будет поставлен перед необходимостью верить, что именно так и было, а не как-нибудь по-другому.

Икона срастётся с кино. Уже этот двусторонний процесс активно идёт. С одной стороны, люди приучаются верить тому, что показанное в кино – правда, привыкают к тому, что киноописание исторических событий – верно. С другой стороны, христиане привыкают верить, что изображение на иконе достоверно отображает, как происходили ключевые события времен Христа. И в этом опасность: люди не хотят верить в кровавость и боль, и если нашелся бы художник или иконописец, который написал бы работу, реально отражающую человеческие страдания Сына Божия, то наши бы умилительные старушки отшатнулись бы и подняли бы бучу за то, что кто-то оскорбляет их религиозные чувства. Они же привыкли прикладываться к распятию, где Христос изображен с умилительным лицом, с повязкой на бёдрах, без крови, не синий от побоев, без криков и извивания тела от боли. Не говоря уже о том, кто и как там стоял рядом с распятием. Вспомните, что люди уходили из кинозалов не в силах смотреть на натуральные страдания Христа в фильме «Страсти Христовы» (правильно назвала фильм? – сама не смотрела)

Поэтому акцент на иконопочитании был в корне неверен. Об этой опасности предупреждал Бог в Ветхом и Новом Заветах. Предупреждал, быть может, и словами Ария. Но прошел Собор (мы не знаем, как это было, учитывая, что любые исторические источники могут быть искажены, сфальсифицированы или просто что-то умолчать), вынесены решения. Сказано Христом «по плодам их узнаете их». И плод того Собора мы видим сегодня – изображением чаще и чаще подменяется Бог. И явление это становится всё масштабнее. Спрос рождает предложение: не было бы спроса на голографические иконы, их бы не делали. А раз их делают, то есть этот спрос, и подпитывается он тем, что людям не всё равно на какую икону молиться, через какую икону с Богом разговаривать, - они хотят получать еще и эстетическое наслаждение. И в этом пагуба.

Поэтому нужно быть крайне осторожными, не давать себя уводить подменами, всегда перед глазами держать цель. В последнее время я не так часто подхожу к божнице не потому, что перестала молиться. Просто молитва постепенно переходит от средства к цели. Но иногда я становлюсь перед божницей – перед Спасом Рублёва, чтобы постараться посмотреть Богу глаза в глаза, не смотря на то, что Бога не видел никто и никогда…

Колесникова Анна Вячеславовна, Волгоград.
DSC00242 я - Анна Колесникова дома 07.05.2011
[email protected] ; [email protected]
Тел.(8442) 23-33-67; 919-798-89-60; 904-778-47-35; 919-540-29-14

Мой блог: http://blogs.mail.ru/mail/anna-koala/
Моя страница на сайте ПРОЗА.ру http://www.proza.ru/avtor/annakoala/
Моя страница на сайте СТИХИ.ру http://www.stihi.ru/avtor/annakoala/
Моё журналистское портфолио http://freelance.ru/users/Kolesnikova-Anna/
Моя страница на Профессионалах.ру http://professionali.ru/~108712/
Моя страница на сайте Вконтакте.ру http://vkontakte.ru/kolesnikova.anna/
Моя страница на Facebook.com http://www.facebook.com/Anna.V.Kolesnikova/

Если Вы где-то прочли что-то от моего имени, что содержит мерзость, кощунство, если ни дай Бог нашли какую-то гадость там, где я совсем недавно была, как-то указывающую на принадлежность мне, то Вы столкнулись с фальсификациями. По этому поводу посмотрите мои посты
о фальсификациях: http://blogs.mail.ru/mail/anna-koala/37E0FE7CBA796076.html
о клевете: http://blogs.mail.ru/mail/anna-koala/7F7426A11F297636.html
о зависти: http://blogs.mail.ru/mail/anna-koala/tag/%ce%20%e7%e0%e2%e8%f1%f2%e8

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Это плотина Diga del Cingino в Италии, но посмотрите по ближе……. Видите точки на стене плотины? Это европейский козерог (альпийский козел), они любят есть мох и лизать соль на стене ...
"И всего только одну неделю быть им дома? - говорила жалостно, со слезами на глазах, худощавая старуха мать" - Н. Гоголь, "Тарас Бульба". Возраст старухи-матери Гоголь не называет, но высчитать можно: у вернувшихся из бурсы сыновей "крепкие, ...
Недавно написал в мордокниге небольшую реплику, не тянущую на отдельный пост: Почему латыши воюют с латышским языком? Именно воюют. Именно латыши. Как впрочем и эстонцы - с эстонским, литовцы - с литовским, украинцы - с украинским... Потому что все эти запреты на обучение, ...
Поклонники прославленной 38-летней российской олимпийской чемпионки по художественной гимнастике, общественного и политического деятеля Алины Кабаевой с энтузиазмом восприняли ее публичную критику российского телевидения. Теперь они просят Алину "разогнать всю эту голубятню" на ТВ. ...
Кристис автопортрет ...