ОБ ИКОНАХ, ИКОНОПОЧИТАНИИ, АРИИ И ЧУДОТВОРЦАХ ГОЛОГРАММ.

топ 100 блогов Анна Вячеславовна Колесникова — 09.05.2011 В последние недели мне через МойМир, т.е. приватным образом пишет человек. Задаёт богословские вопросы, провоцируя на дискуссию. И как-то я к этому отнеслась несерьёзно. Не люблю я неприватные беседы в приватном виде. То есть когда на эти темы можно и нужно говорить публично, однако, человек настаивает на приватности. С одной стороны, он задаёт правильные вопросы – правильные хотя бы потому, что они есть, потому, что человек хочет разобраться, а не слепо верит. Но с другой стороны, он сам там же в сообщении пытается на них отвечать. И отвечает в принципе не так уж неумно – старается свериться с Писанием. И даже иногда у него получается довольно разумно. Однако, он снова и снова выходит на дискуссию приватно. Может, потому что за напрашивающиеся ответы могут скушать свои же православные.

Приватности диалога с незнакомым человеком меня немного напрягла, поэтому я не стала выкладываться на все сто, как это делаю в подобных дискуссиях. Однако, всё-таки он меня растормошил, и на фоне моих единичных фраз-ответов я потихоньку откликнулась. Теперь думаю, что, может, написанное мной будет кому-то полезно. Иногда, знаете ли, не замечаю, что элементарное для меня может оказаться важным открытием для кого-то. Ведь и я так когда-то открывала для себя, например, икону.

Именно об иконе и шла речь в последних приватных письмах этой нашей дискуссии. Уважая право человека на то, что он не хочет себя открывать, свою часть написанного я всё-таки опубликую, при необходимости дав в качестве цитаты его вопросы. Ну и наверное, что-нибудь добавлю к сказанному.

В частности человек поставил вопрос, зачем нужна икона? Почему непременно на неё нужно смотреть, чтобы молиться Богу? Вот его слова, в которых очень много разумного:
«Можно ли делать иконы на основании нового завета???
а что значит запрещение или разрешение?
если слово молчит, то это значит что?
можно!.........?
см. по православному учению ...первой иконой т.е. образом был сам Иисус!!!
но!
что означает слово "образ" в переводе на Христа???
ведь оно не означает что Христос был нарисованной иконой или изображением Бога?
он был человеком и в то же время он назван ОБРАЗом Бога!!!
а все ваши так наз образа (иконы) что это такое???
они во-первых сделаны не Богом а людьми!
во-вторых изображают не Бога а кого? (ведь сказано Бога не видел никто, никогда!!!)
в-третьих ваши иконы изображают не только "Бога" но также и иных субъектов повествования...марию, апостолов и пр...
ПОЭТОМУ-ТО считаю что все странные аргументы в подтверждение того что изготовление икон угодно Богу - не объективные...!
просто в своё время произошло нечто, способствующее появлению такого учения о Боге...которое в это время было принято и подхвачено многими язычниками ставшими христианами...скорее "христианами", ибо по истине о Боге буквального РИСОВАНИЯ Бога быть не могло!!!
для меня ответ на рисовать или не рисовать Бога...есть в посл. римлянам 1 гл стихи с 20 по 25
возможно там сказано прежде всего о язычниках но христиане утвердившие иконы по сути и есть язычники в христианской одежде...и "славу нетленного Бога изменили в ОБРАЗ (ИКОНУ), подобный тленному человеку, и птицам..." ...вот ответ нового завета на все ваши изображения Бога!!!»


Я отвечаю:
На икону смотреть можно, но не обязательно для общения с Богом смотреть на икону.
Можно - это возможность. Нужно - ограничение.
Как сказал Апостол «Всё мне можно, но не всё полезно»

Когда я была в духовном младенчестве, то иконы мне были необходимы. В первую очередь своей символикой. Через символы, запечатленные на разных иконах, я многое открыла. И сейчас есть иконы, которые для меня являются загадкой. Известная икона Спаса - сионская, например. У Христа лик на этой иконе несимметричный, это очень сильно отличает её от других аналогичных.

Разговаривая с Богом в любом месте без икон, Вы, конечно, будете находить ответы на Ваши вопросы и в росе, и в ландшафте каменных джунглей. Но на иконе пребывает благодать. В большей степени на старой. Да и новые о многом могут сказать. Об апостассии, например, расскажут.

Была масса икон, которые помогали мне разбираться в Писаниях, задаваться вопросами, получать ответы. Иконописец сам может не знать, что его рукой выписывает Бог. Надо помнить, что нормальные иконописцы выдерживают довольно длинный пост перед тем, как начать работу, много молятся и до и во время написания иконы. Поэтому согласитесь, что пространство иконы – это более благодатное пространство, нежели чем, скажем, телевизионное шоу. Это если на что-то смотреть.

Вообще вопрос молитвы – многогранный. Молиться нужно всегда и везде. Но не всегда же Вы будете находиться радом с иконами. Поэтому если есть икона, то почему бы на неё не взглянуть. Бывало такое, что иконы, которые годами стоят у меня на божнице, открывали мне что-то новое. Даже сногсшибательное. Открывали именно через фрагменты, запечатленные на иконах.

Бывало такое, что буквально на квадратном сантиметре довольно большой иконы было сосредоточено для меня масса информации, полезной на тот момент, - полезной с точки зрения Бога, разумеется. То есть неожиданной, не запрашиваемой, если можно так сказать.

Но молитва где-нибудь по дороге, на бегу, в суете будней нужна. И если Бог захочет, если будет необходимо, то Он Вам из троллейбусов выстроит ответ – Вам одному. Поверьте моему опыту – видела разное. И не только я.

Ну а если Ваша молитва творится в состоянии боли, скорби, Вы просите Вас защитить (но не от справедливого возмездия, а от несправедливого к Вам действия) то лучше бы быть рядом с иконой, а то «срикошетите» куда-нибудь не туда. В этом случае икона – своего рода прицел, дабы не промахнуться – куда отправить Вашу боль рикошетом.

Если же Ваша молитва – не вопрос, не просьба о защите, а благодарение, то Вы можете услышать радование вместе с Вами через шелест травы, через игру отражений лучей солнца от поверхности водной глади. Сейчас уже не вспомню, как это может быть, поскольку для меня это настолько привычно… Хотя когда впервые я это обнаружила с такой очевидностью, что невозможно было сказать, что это мне показалось или у меня богатая фантазия (она, кстати, у меня совсем небогатая – не получается у меня выдумывать). Может быть что угодно – Бог безграничен в своих возможностях. Но у Него всё целесообразно. Просто так, чтобы кого-то поудивлять своими чудесами, Он не будет, например, собирать облака в точный портрет Льва Толстого.

Что же касается вопроса того, что христиане порой иконой начинают подменять Бога, молиться не Богу, а иконе – это правда. И чем дальше, тем хуже. Иконопочитание становится целью, люди забывают о том, что это всего лишь средство. А средства для достижения цели можно ведь выбирать разные, то есть от каких-то можно отказаться, какие-то брать на вооружение. Можно их периодически менять, но всегда держать перед глазами цель. Вот и всё.

Думаю, что Арий в своё время пытался сказать как раз об этом, но не успел – его ударил по лицу Николай Чудотворец. Не исследовала я еще подробно историю икноборчества и так называемой арианской ереси, не читала мнение тогдашнего Собора (не помню, каким он по счёту был). Надеюсь, когда-нибудь руки дойдут. Но исходя из того, что я об этом знаю, скажу, что Арий, быть может, и не был агрессивно против икон, а только хотел сказать об опасности подмены. Не зря же и в Ветхом завете, и в Новом Завете (у апостолов) дано предостережение относительно изображений, образов, икон.

Не говоря уже об Апокалипсисе:
Откр 15:2 - И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии
Откр 16:2 Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его.
Откр 14:9 И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою,
Откр 20:4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою.

Зайдите в центральные городские храмы в любом городе – Вы найдёте там массу икон на продажу. Обратите внимание, что появляются уже голографические изображения, где Христос может Вам подморгнуть, а Его мать изменить положение тела. Это всё красиво с эстетической точки зрения (хорошо выполнено), но отвратительно с духовной. ПРОСТО ОТВРАТИЕТЕЛЬНО. И это только начало. Если так пойдёт, то завтра с Вами иконы начнут уже разговаривать – не исключено. Хотя это слово – образ зверя - традиционно в церкви объясняются как телевизор, по которому антихрист что-то скажет, или монитор компьютера, или одновременно совмещенное устройство по функционалу, но ведь в этим двум функционалам могут однажды добавить и третий – икону. Особенно, если такими темпами братаются светские и церковные власти.

Просто голограмма однажды станет нормой иконы, перестанет пугать православных, потом в норме станет какая-нибудь кино-икона. Не самые духовные, но технологичные киношники легко возьмутся за это. Вон Михалков, например, - переступит через всё святое ради высокого искусства, при этом ведь на словах – православный. И дальше мы можем получить уже не на застывшее изображение, скажем, Рождества Христова смотреть, а разворачивающиеся сюжеты. Человек будет поставлен перед необходимостью верить, что именно так и было, а не как-нибудь по-другому.

Икона срастётся с кино. Уже этот двусторонний процесс активно идёт. С одной стороны, люди приучаются верить тому, что показанное в кино – правда, привыкают к тому, что киноописание исторических событий – верно. С другой стороны, христиане привыкают верить, что изображение на иконе достоверно отображает, как происходили ключевые события времен Христа. И в этом опасность: люди не хотят верить в кровавость и боль, и если нашелся бы художник или иконописец, который написал бы работу, реально отражающую человеческие страдания Сына Божия, то наши бы умилительные старушки отшатнулись бы и подняли бы бучу за то, что кто-то оскорбляет их религиозные чувства. Они же привыкли прикладываться к распятию, где Христос изображен с умилительным лицом, с повязкой на бёдрах, без крови, не синий от побоев, без криков и извивания тела от боли. Не говоря уже о том, кто и как там стоял рядом с распятием. Вспомните, что люди уходили из кинозалов не в силах смотреть на натуральные страдания Христа в фильме «Страсти Христовы» (правильно назвала фильм? – сама не смотрела)

Поэтому акцент на иконопочитании был в корне неверен. Об этой опасности предупреждал Бог в Ветхом и Новом Заветах. Предупреждал, быть может, и словами Ария. Но прошел Собор (мы не знаем, как это было, учитывая, что любые исторические источники могут быть искажены, сфальсифицированы или просто что-то умолчать), вынесены решения. Сказано Христом «по плодам их узнаете их». И плод того Собора мы видим сегодня – изображением чаще и чаще подменяется Бог. И явление это становится всё масштабнее. Спрос рождает предложение: не было бы спроса на голографические иконы, их бы не делали. А раз их делают, то есть этот спрос, и подпитывается он тем, что людям не всё равно на какую икону молиться, через какую икону с Богом разговаривать, - они хотят получать еще и эстетическое наслаждение. И в этом пагуба.

Поэтому нужно быть крайне осторожными, не давать себя уводить подменами, всегда перед глазами держать цель. В последнее время я не так часто подхожу к божнице не потому, что перестала молиться. Просто молитва постепенно переходит от средства к цели. Но иногда я становлюсь перед божницей – перед Спасом Рублёва, чтобы постараться посмотреть Богу глаза в глаза, не смотря на то, что Бога не видел никто и никогда…

Колесникова Анна Вячеславовна, Волгоград.
DSC00242 я - Анна Колесникова дома 07.05.2011
[email protected] ; [email protected]
Тел.(8442) 23-33-67; 919-798-89-60; 904-778-47-35; 919-540-29-14

Мой блог: http://blogs.mail.ru/mail/anna-koala/
Моя страница на сайте ПРОЗА.ру http://www.proza.ru/avtor/annakoala/
Моя страница на сайте СТИХИ.ру http://www.stihi.ru/avtor/annakoala/
Моё журналистское портфолио http://freelance.ru/users/Kolesnikova-Anna/
Моя страница на Профессионалах.ру http://professionali.ru/~108712/
Моя страница на сайте Вконтакте.ру http://vkontakte.ru/kolesnikova.anna/
Моя страница на Facebook.com http://www.facebook.com/Anna.V.Kolesnikova/

Если Вы где-то прочли что-то от моего имени, что содержит мерзость, кощунство, если ни дай Бог нашли какую-то гадость там, где я совсем недавно была, как-то указывающую на принадлежность мне, то Вы столкнулись с фальсификациями. По этому поводу посмотрите мои посты
о фальсификациях: http://blogs.mail.ru/mail/anna-koala/37E0FE7CBA796076.html
о клевете: http://blogs.mail.ru/mail/anna-koala/7F7426A11F297636.html
о зависти: http://blogs.mail.ru/mail/anna-koala/tag/%ce%20%e7%e0%e2%e8%f1%f2%e8

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Оригинал взят у vlad_dovlatov в Путин вернулся! Вся суть медиа-истерии последних дней в нескольких фразах: Толпа: "Где Путин? Покажите нам Путина! Мы не разойдемся, пока вы не покажете нам Путина!" Путин: "Ладно, ладно - я здесь. Добрый день!" Толпа: "Путин, уходи! ...
Чем больше материалов для серии "20 век в цвете", тем сложнее становится делать посты. Сегодня у нас 1973 год, часть первая посвящена СССР. Если судить по рассказам родителей, а также совокупности исторических источников, время было в целом довольно милое. Десятилетия самоотверженного ...
Думаю, в его жанре с ним самим не сравнится никто, никогда. Во всяком случае, сейчас на эстраде равных Райкину нет. Таланты есть. Но до Райкина им, как до звезды. Или может, время такое, когда людям сказать не о чем. А фразами Райкина уже давно разговаривают. И ...
Оригинал взят у sl_lopatnikov в Ипотека, раскрой личико. . Итак, Москва. Двухкомнатная квартира, 54 кв. метрах в Тропареве, через лесок от места, где я жил. Цена - 10,5 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ. Средняя зарплата в Москве -66000 рублей в месяц или 792,000 рублей в год. Цитата: ...
Когда-то «...не было в Израиле праздника прекраснее ту-би-ав — 15 Ава. Еврейские девушки выходили в сады в белых платьях — одолженных, по обычаю, друг у друга, чтобы никому не было стыдно из-за отсутствия красивой одежды. В садах они водили хороводы, и всякий, кто искал себе невесту, ...