Об аллюзиях

Периодически в комментариях к разным жжурналам возникает тема «культурного кода», т. е. некоторого набора книг, которые все читали, песен, которые все слышали, и т. д.
Люди спрашивают — а зачем оно? Я пытаюсь отвечать, что без общего культурного кода не может быть нации, поскольку людей должно объединять что-то кроме места проживания. Но есть и такая утилитарная вещь, как аллюзии, без которых литература и искусство становятся плоскими и бедными. Даже комментарии к блогам становятся намного богаче, если цитата знакома и тому, кто пишет, и адресату комментария.
Написал тут недавно одному товарищу «я не вижу смысла говорить с тобой — это то же самое, что говорить со мной», получил лайк — и на душе потеплело. (Цитата не совсем точная, но это намеренно)
А потом под впечатлением вспомнил ещё одну песню:
Тоталитарный рэп — это аквариум
для тех, кто когда-то любил океан,
Тоталитарный рэп — это зоопарк,
если за решёткой ты сам.
Тоталитарный рэп — это аукцион,
где тебя покупают, тебя продают.
Тоталитарный рэп — это джунгли,
в которых, как ни странно, живут.
Тоталитарный рэп — это телевизор,
он правит нами, он учит нас жить.
Тоталитарный рэп — это кино,
но о кино я не могу говорить.
Тоталитарный рэп — это игры под током,
это — кик-брейк-данс.
Тоталитарный рэп — это дискотека,
где крутит свои диски пулемётчик Ганс...
Многие ли поймут, о чём эта песня? Мои-то ровесники — все, практически без исключения, а вот те, которые хотя бы лет на десять моложе?
|
</> |