О вреде стереотипов и пользе системного подхода

Стереотипы — это бич отечественной цивилизации. Они мешают прогрессу, висят на его ногах тяжёлыми кандалами. В рыбалке как неотъемлемой части нашей жизни стереотипов очень много. Допустим, заберём ветхую русскую поговорку «Рыба ищет где глубже, а человек — где лучше». Любой умелый рыбак сообщит, что это полный абсурд, и что в действительности поговорка подобающа звучать «Рыба ищет где лучше, а человек — где рыба», но, однако, в повседневном обиходе звучит поэтому первый, в корне неверный вариант, и обычно начинающие рыбаки, следуя этому стереотипу, приезжают с рыбалки не только в нетрезвом виде, но и без улова.
О том, как нужно разламывать стереотипы, могу поведать на своем примере. Как-то в зиму и осень я хорошо половил налима, и к весне его тушками были доверху забиты два коробки морозилки. Но мои женщины, привыкшие к доброй рыбе, потребляли его с аппетитом выдр, а потому внезапно к середине июля настал критический момент, когда был зажарен и съеден последний налим. На следующий день дочка сообщила — «Желаю налима!» Я начал было растолковывать ей, что налим сейчас года не ловится, показывал ей статьи в энциклопедиях и книгах, но ребёнка убедить тяжело. Добила меня фраза — «Отец, ну ты так как у меня таковой умный, придумай как его поймать». Такое доверие ребёнка не оправдать запрещено.
Делать нечего, я начал думать. Что мы знаем о налиме? Налим — хищник, питается небольшой рыбой, падалью, ракообразными, самый деятельно кормится зимой ночью. Ловят налима в большинстве случаев жерлицами и донками, реже на зимнюю блесну и мормышку. В качестве наживки употребляется дождевой червь либо живец — пескарь и ёрш. С таким знанием налима в середине июля поймать легко нереально. Каков источник этого отечественного знания о налиме? В большинстве случаев — это статьи в рыбацких изданиях, и вдобавок мнение вторых рыбаков. Другими словами сугубо субъективные вещи, подпадающие под понятие «стереотип». В случае если отвлечься от этих стереотипов, то возможно постараться поймать налима и в середине июля. Сейчас нужно было выдвинуть системный тезис, что, фактически и разрешит выстроить саму совокупность. Выбирая в памяти узнаваемые мне успешные системные тезисы, я внезапно натолкнулся на известную всем фразу — «Сталин — это Ленин сейчас». Как мы не забываем, этот тезис помог выстроить весьма устойчивую и успешную совокупность власти у нас. Следуя этому примеру, я сформулировал тезис так: «Налим — это большая донная уклейка». Я осознавал, что доказать это будет непросто, для этого нужен сильная воля и упорный труд, нужно мочь не обращать внимание на ухмылки и усмешки друзей, неудачи первых шагов. И я начал целенаправленно ездить за налимом поэтому летом. наживки и Снасти использовал такие же, как и для ловли уклейки, лишь крючки ставил побольше и леску потолще. Ну и ловил, конечно, со дна. Первые две рыбалки окончились полным провалом.
Проанализировав собственные неудачи, я осознал, что просто так и не смог отойти от стереотипов, потому как пробовал поймать налима в тех местах, где его в большинстве случаев ловят зимой и поздней осенью — на каменистых перекатах и закоряженных ямах. К тому же я пробовал поймать его ночью. В третий раз я отправился за налимом днём, хорошенько выспавшись, ловил в мелководном заливе одного из подмосковных водохранилищ. И успех не вынудил себя продолжительно ожидать, уже с этой рыбалки я привёз с дюжина налимов, пойманных на опарыша и на тесто. Я испытывал необычайное чувство гордости за себя, поэтому такое чувство, которое бывает, когда решишь какую-нибудь непростую задачу. Последний раз такое чувство у меня было когда я доказал Громадную теорему Ферма.
С того времени я регулярно ловлю налима летом. И пускай мне никто не верит, для меня основное — это результат. Даже таковой прогрессивно мыслящий человек как Влад Новиков, было поднял меня на хохот, когда как-то раз в первых числах Июля у него на даче я отправился на водохранилище, вооружившись шприцем и поплавочной удочкой с болтушкой спиннинг для твичинга. «Ты чего, в ловцы уклейки и плотвёнки записался?» — задал вопрос он, выбирая спиннинг на сегодняшнюю рыбалку из собственной коллекции. «Да нет, ты знаешь, я буду ловить налима». Лишь доброе воспитание не разрешило ему захохотать в полный голос. Видя его удивление, я поинтересовался у него — «А ты хоть раз ловил налима летом на болтушку?». «Так никто его на это не ловит» — ответил Влад. «Не ловят по причине того, что не пробуют» — парировал я и в подтверждение в течение пары часов поймал пяток в полной мере мордастых налимчиков. Я полагаю, что именно затем случая он и увлёкся (причём, нужно сообщить, в полной мере удачно) такими нетрадиционными методами рыбалки как подземная жерлица и подземный спиннинг.
Но останавливаться на достигнутом я не привык. Думая о новых способах летней ловли налима, я внезапно поразмыслил, что хорошо было бы испытать нахлыст. Но как сделать так, чтобы муха успевала дойти до дна не будучи проглоченной всякими голавлями, прочими форелями и язями? Для решения таковой задачи было нужно обратиться с просьбой о помощи к известному муховеду, врачу мухологических наук Виктору Дьяченко. Он считается непревзойдённым мастером системного подхода, тягой к новым передовым технологиям и нестандартным решениям, а потому сходу подхватил идею создания донных мух. И уже через 14 дней курьер привёз мне посылочку с двумя десятками вольфрамовых мух. Что сказать, рука мастера была видна сходу, и натурные опробования лишний раз подтвердили это. С первой же нахлыстовой донной рыбалки я привёз дюжину очень упитанных налимов.
Так что, в отечественное тяжёлое время основное в рыбалке — это ломка стереотипов и системный подход.
Ну и этот случай лишний раз подтверждает тезис, что информация, попавшая в интернет остаётся там навсегда.
|
</> |