О войне в мире Толкиена. Часть третья. Пеленнорская кампания. Маневры.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Следует отметить вот что. Использование более совершенных средств связи в указанном конфликте (Войне Кольца) - гигантских разумных орлов, Палантиров, виверн-птеродактилей-змейгорынычей у Назгулов, - позволило осуществить настоящую революцию в военном деле рассматриваемого мира. Революцию, возникшую в нашем мире, за счет скорости, оперативности связи и увеличения дистанции передачи информации, только во второй половине 19-го столетия, с появлением телеграфа.
Стала возможна операция сама по себе - как совокупность тактических маневров и сражений, ведущая к достижению определенного результата. Соответственно, в концепции "циклов Бойда", также ставших реальностью в мире Толкиена, побеждал тот, кто в указанных циклах опережал. И здесь во многом заслуга мага Пендальфа Серого (позже Белого), опередившего Темных во всем и победившего в целой серии операций по одному шаблону.
Продолжение.
Первая часть - вот тут: https://schneider-krieg.livejournal.com/64492.html.
Вторая часть - вот тут: https://schneider-krieg.livejournal.com/64550.html.
Упомянутая ранее статья с любопытным подходом к вопросу - вот тут: https://eressea.ru/tavern7/025-0004.shtml
Итак:
Победа в Рохане "партии войны", разгром изенгардской армии, разрушение Изенгарда и блокада Ортханка энтами означали развитие событий в направлении, прямо противоположном замыслам Саурона и его главнокомандующего - назгула, по примеру шефа объявившего себя без вести пропавшим больше тысячи лет назад Ангмарским королем (Ангмарец-2). Военные приготовления Мордора близились к завершению. Несомненно, факт поражения союзников стал незамедлительно известен в Лугбурзе: начиная с 5 марта, отмечается неоднократное появление над Роханом мордорских разведчиков на птеродактилях, до сих пор не пересекавших Андуин. Следовало ожидать соединения роханского и гондорского войск, которые могли остановить противника на Андуине или даже перенести военные действия на территорию противника. Учитывая психологию гондорской правящей консорции, соединение гондорцев с роханцами на территории Гондора едва ли привело бы к наступлению. Вторжение в Рохан заставило бы роханское ополчение отделиться от гондорской армии, которая не факт, что поспешила бы на помощь союзникам. Таким образом, возникал шанс разбить коалицию по частям. Однако и этот вариант имел слабые места: столкновение мордорской армии, основной силой которой была пехота, с конницей эорлингов в роханских степях давало мало шансов на решительную победу даже при численном превосходстве. Предпочтительнее было бы вынудить эорлингов на атаку и встретить ее на заранее подготовленных позициях. Для этого нужно было захватить какой-то важный залог, который противник стал бы отбивать любой ценой. Таким образом, оперативная обстановка складывалась так, что требовала начать военные действия внезапной блокадой Минас-Тирита до полного сосредоточения армии вторжения в северо-западном Мордоре.
Армия вторжения включала мордорскую наемную пехоту, незначительное количество конницы и в основном пешие контингенты союзников: истерлингов, харадрим и хандцев. Харадрим имели легкую конницу и значительное количество боевых мумаков; обоз армии также по крайней мере частью перевозился на мумаках. Численность армии неизвестна, но, по-видимому, она превосходила соединенные силы Гондора и Рохана. Выступление армии из Мораннона не могло произойти ранее 6-го марта, ибо 5-го, по рассказу Фродо, продолжалось движение подкреплений в Мордор, а 7-го в 70 км к северу от Развилка отрядом гондорской легкой пехоты был разгромлен авангард отряда, двигавшегося в Мордор из Харада. Скорее всего, выступление произошло 6-го. Часть регулярных войск была направлена короткой дорогой, через Моргульский проход, или, скорее, была постоянно расквартирована в крепости Минас-Моргул, откуда они выступили в ночь с 10 на 11 марта. Мордорская армия прошла 150 км от Мораннона до Развилка за 5 дней, т.е. с той же скоростью, что и уступавшая ей по численности армия Арагорна.
Здесь стоит уточниться. Харадская армия, шедшая к Мораннону, после поражения авангарда, видимо, 8 марта повернула обратно на юг, в связи со сменой планов мордовского руководства. К исходу 10 марта она была у перекрестка дороги из Моргула, где встретилась с моргульской армией. 70 км. за три дня по хорошей прямой дороге.
Численность армии южан оценивалась в дальнейшем в 15-18 тысяч человек, но, похоже, это были сильно завышенные оценки (раза в два-три). Так потом их легко била во фланг роханская конница, останавливаемая только мумаками (слонопотамами). Да и авангард был легко побит отрядом из 500 человек (ротой Фарамира) без особых потерь. При этом у харадримов в авангарде был слонопотам (соответственно, вряд ли авангард был велик). То же самое касалось оценок моргульского войска. Оно, как и армия харадрим, вряд ли превышало 6-7 тысяч человек.
Кроме того, ещё одна армия из Мораннона надвинулась с северо-востока - более 6 тысяч человек. Она заняла остров Каир-Андрос 10 марта и позже ушла в Анориэн - блокировать подход подкреплений из Рохана. Плюс была третья армия, то ли из Мораннона, то ли шедшая также с юга и пополнившая основные силы вторжения, осаждавшие Минас-Тирит. К 15 марта она едва переправилась в Осгилиате и вступила в бой на фланге. Ей командовал комендант Моргула Готмог.
В сумме все это мордорское вторжение - вместе с умбарскими пиратами, - тянуло максимум на 25-30 тысяч персон. Из них 15-20 тысяч персон поучаствовало в генеральной баталии на полях Пеленнора 15 марта.
В Моранноне осталась часть сил, которая вряд ли была велика. В источнике писалось про 60 тысяч участвовавших в итоговом сражении 25 марта - но данная цифра сомнительна. Они бы просто растоптали 6000 противостоявших им Светлых. Скорее, интересна оценки из фильма про "десять тысяч орков". Если это - общее число вместе с уцелевшими при Пеленноре, то все силы Мордора, с Дол-Гулдуром и истерлингами на севере - от силы 40-50 тысяч бойцов.
Ту би континуед...
|
</> |