О войне в мире Средиземья, или мир Дж.Р.Р. Толкиена по кое-какой интересной

Многие видели фильм, и немало кто - альтернативный перевод его (гораздо более удачный, чем сам фильм). Первоисточник же лично мне интересен, прежде всего, как реинкарнация земного Раннего Средневековья (примерно 9 век) в некоем выдуманном мире. Гондор с его аналогией на Византию определенного периода и фемный военный строй, похожие на англосаксов-готов конные рохиррим и прочие.
Собственно, наиболее интересное, да и логичное, объяснение происходившего там находил в следующей статье. С закосом под научную:
https://eressea.ru/tavern7/025-0004.shtml
И конкретно любопытна данная цитата:
Метафизическим аспектам Войны Кольца в русскоязычной литературе фэндома посвящено немало работ, которые мы здесь не будем рассматривать как не относящиеся к теме нашего исследования. Меньше исследований, посвященных военному делу, причем в них рассматривается почти исключительно вооружение, как предмет, наиболее интересный участникам ролевых игр. В то же время этнический и социальный аспект событий этого периода остаются практически неизученными.
Цель исследования - создание непротиворечивой картины этнической и социальной истории конца Третьей эпохи. Исследование базируется на концепции социальной истории К.Маркса и Ф. Энгельса и концепции этнической истории Л.Н. Гумилева, которые представляются автору наиболее адекватными подходами при построении модели исторического процесса в его двух основных аспектах - социальном и этническом. Сказанное не означает, что автор разделяет все теоретические положения указанных концепций, но в рамках исследуемого периода и поставленной цели их использование представляется наиболее продуктивным.
Исследование базируется на последовательном применении исторического подхода к истории Средиземья. То есть если "ВК" - это изложение книги, написанной двумя хоббитами в конце Третьей - начале Четвертой эпохи, причем ходившей во многих различающихся списках и благосклонно принятой при гондорском дворе, то это так и есть. И достоверность ее примерно такая же, как у "Божественной комедии", может быть чуть повыше - все-таки пребывание в Валиноре не описано… Если "Сильмариллион" - это книга легенд (причем переданных через вторые руки), то это и есть книга легенд, и Феанор столь же историчен, как Прометей или в лучшем случае Агамемнон. Различия между историей "первичного" и "вторичного" мира представляются нам непринципиальными: создать "вторичный мир", порождающий "вторичную веру", можно лишь одним путем, которым и следовал JRRT - создав описывающие его квазиисторические источники, обладающие существенными признаками нарративных исторических источников, а стало быть, подлежащие как исторической критике, так и обработке методами этнологии и политэкономии - наук естественных. Как мы увидим ниже, это отнюдь не разрушает мира Арды, а напротив, выявляет его удивительную достоверность даже в таких аспектах, которые, по идее, лежали за пределами осведомленности профессора-лингвиста, наподобие хозяйства народов западных степей или влияния изменений климата на их миграции.
Магический аспект событий нами рассматривается в той мере, в какой вера в магию оказывала влияние на поведение участников событий. Читателям предоставляется судить, возможно ли удовлетворительное объяснение исторических событий конца Третьей эпохи без привлечения сверхъестественного (исключая вмешательство Всевышнего, проявляющееся в "случайных" стечениях обстоятельств и пассионарных толчках, исцеляющих "усталость от мира").
Вышесказанное вовсе не означает, что в Арде нет ничего загадочного. Есть, и очень много - как и в нашем мире. Тяжко, но интересно отслеживать единство и борьбу противоречий, переплетающиеся спирали социального и циклы этнического развития. Интереснее IMHO, чем в сотый раз воспевать подвиг Финрода и размышлять о свойствах Кольца Власти, ничем почему-то не проявившего свою власть…
А ещё небезынтересна вот эта вот фраза. Характеризующая все военные кампании Светлых, проведенные под покровительством и надзором Гэндальфа. Военные операции, приведшие к победоносным сражениям в Битве Пяти Воинств, при Хорнбурге и на полях Пеленнора - все под одну копирку, что по стилю исполнения, что по достигнутым результатам. Тем более что, при вдумчивом анализе, Мораннонская кампания преследовала также что-то подобное, с разгромом уцелевших мордорских войск где-то в районе Кормалленского поля, с завершением Войны Кольца полной и окончательной победой коалиции Светлых. Притом, что в действительности особенного превосходства у Темных над Светлыми-то и не было
В битве Пяти воинств при Эреборе проявились характерные черты стратегии и оперативного искусства Гэндальфа, фактически руководившего союзными армиями, характерные для него и впоследствии, в Войне Кольца: умелое использование объективных интересов и союзников, и противников в своих целях; стремление к соединению войск непосредственно на поле сражения с выходом противнику во фланг и тыл; привлечение к военным действиям негуманоидов.
Ту би континуед (если будет иметь смысл)...
|
</> |