О войне, которую Украина объявила России
a-nalgin — 15.02.2016Фото © UNIAN.
Не думайте, что в заголовок вынесено слишком громкое слово. Блокада - это вполне из области военных действий. Даже если она осуществляется руками возмущённой общественности, нося название гражданской инициативы. А уж когда выходит на уровень государства - так тем более.
Уже четвёртый день на границах Украины задерживаются российские грузовики, транзитом следующие через украинскую территорию в/из ЕС. По данным Минтранса РФ на вчера, в различных областях Незалежной остаются заблокированными более 100 грузовых автомобилей с российскими номерами, свыше 500 грузовиков не могут въехать на территорию Украины со стороны государств ЕС, возвращаясь в Россию.
По сути, это дорожная война, хотя и бескровная. Сегодняшнее решение Кабмина полностью остановить транзит российского грузового автотранспорта - якобы в ответ на аналогичный шаг РФ - новый стимул к эскалации боевых действий.
Казалось бы, Украине никакого нет резона действовать именно так. Во-первых, тает её репутация как надёжного транзитёра, которой страна так любила козырять. И не важно, идёт ли речь о трубопроводном транспорте или об автомобильном. Надёжность - или есть, или её нет.
Тем более, что задержки транзитных грузовиков негодующей общественностью при попустительстве официальных властей очевидным образом нарушают правила и принципы ВТО. Транзит товаров — это уже международные отношения, которые затрагивают третьи страны — грузоотправители и грузополучатели. Всё существующее к настоящему времени нормативное регулирование направлено на всяческое устранение задержек и ограничений в транзитном движении грузов. То есть, Украина - вопреки напыщенным заявлениям главы МИД Павла Климкина - предстаёт страной, попирающей правовые нормы ради собственных эгоистических целей.
Во-вторых, украинская акция, так же, как и предшествовавшая ей польская больше бьёт по интересам Евросоюза, чем по российским. В структуре российского экспорта в страны ЕС основная доля поставок приходится на минеральные продукты (в основном, нефть и газ), которые поставляются по трубопроводам. Часть товаров - металлы, химия, удобрения - экспортируются в Европу железнодорожным или морским транспортом. А вот российский импорт из ЕС включает мебель, обувь, текстиль, автомобили и запчасти, а также прочую номенклатуру, которую удобно перевозить фурами. Иначе говоря, действия украинских активистов больше вредят компаниям из Евросоюза, чем России.
В-третьих, ответные меры российской стороны, как уже объявленные, так и возможные, больно ударят по украинской экономике. И потому, что продовольственные товары из Украины не смогут попасть через российскую территорию в Казахстан, а далее в Китай, центральноазиатские страны и Монголию (это второй для украинской продукции рынок сбыта после российского). И потому, что украинские перевозчики потеряют возможность обслуживать товарооборот ЕС и Китая (у российских остаются маршруты с использованием паромов через Чёрное море и Балтику).
Так почему же Киев пошёл на такой шаг, чреватый и репутационными потерями, и экономическими издержками?
Один из возможных ответов — перекрытие канала снабжения российских военных в Приднестровье. Но это имеет смысл только если идёт речь о возможных военных действиях против миротворческого контингента в непризнанной республике. Несмотря на отдельные воинственные заявления из Киева и Кишинёва, сейчас такой силовой сценарий всерьёз не рассматривается.
Вторым основанием для гражданской акции могла бы стать попытка усилить переговорные позиции Киева по транзиту украинских товаров через Россию, который пока осуществляется на основании временных разрешений. Правда, в этом случае момент для начала блокады выбран не самый подходящий: стороны как раз начали обсуждать контуры нового соглашения по этой проблеме.
Наконец, третий вариант — игра на стороне Варшавы в её споре с Москвой относительно разрешений на транзитные грузоперевозки и шире — за долю на рынке азиатско-европейского грузооборота. Сейчас действует запрет на автомобильный грузовой транзит между Россией и Польшей в связи с тем, что срок российско-польского соглашения истёк 31 января, а новое так и не было подписано из-за разногласий относительно количества разрешений. Но это означало бы, что Киев готов пожертвовать вполне конкретными экономическими интересами ради возможности пособить относительному союзнику и уколоть Россию.
Всё. Рациональные объяснения закончились. Но так не хочется верить, что адекватность окончательно покинула украинский истеблишмент.
Или всё же именно такая версия наиболее верна?
|
</> |