О том, как «Роскосмос» Дмитрия Рогозина стал круче SpaceX Илона Маска

топ 100 блогов a_nalgin12.07.2018 О том, как «Роскосмос» Дмитрия Рогозина стал круче SpaceX Илона Маска Soyuz

Ещё пару-тройку лет назад гордые функционеры российской космонавтики потешались и посмеивались над авантюристом и выскочкой Илоном #Маск­ом. Мол, его хвалёная «многоразовость» – это дутый пузырь, такой же очевидный, как и сланцевая #нефть, и вообще стране Циолковского, Королёва и Гагарина лучше знать, как правильно доставлять людей и грузы на орбиту.

Потом, уже в прошлом году, тогдашний космический вице-премьер Дмитрий Рогозин на голубом глазу заявил, что некоторые из успешных наработок SpaceX #Россия может успешно стырить применить у себя. А теперь, когда многомудрый Дмитрий Олегович катапультировался прямиком в кресло главы «Роскосмоса», гнаться за Маском уже не считается зазорным. И понеслось…

Оказывается, 10 июля 2018 года состоялся настоящий прорыв и новое слово в российской космонавтике. Произошло событие, которое откроет в ней новую главу, и только из-за #футбол­а это всё осталось незамеченным широкой публикой и не получило должного резонанса.

Что это было?

Нашим специалистам удалось запустить на МКС грузовой космический корабль «Прогресс МС-09» по новой двухвитковой схеме, и путь от старта до стыковочного узла занял всего три с половиной часа вместо прежних двух суток. Это было сделано впервые в истории космонавтики, и подобная схема способна в будущем сильно облегчить работу на орбитальных станциях.

Справедливости ради, некоторые пуски к МКС, начиная с 2013 года, уже выполнялись по укороченной схеме – четырёхвитковой. Там путь занимал чуть более шести часов. Но применять её возможно не всегда: нужно очень точно подгадывать время старта, чтобы обеспечить нормальную стыковку на требуемой орбите ровно в момент, когда станцию и корабль освещает Солнце. И нужна ювелирно точная работа двигателей космического аппарата, чтобы подлететь к МКС почти с той же скоростью и требуемым фазовым углом, что и у неё самой.

Новая схема пока так же зависима от времени пуска, и её испытания несколько раз срывались, когда автоматика уже на стартовом столе заставляла переносить включение двигателей. Но сейчас идёт речь о доработке третьей ступени ракеты-носителя, чтобы она могла проводить доворот (до 1,5°) для обеспечения компланарного выведения аппарата.

Спора нет, это всё интересно и важно. Главное, что новация «Роскосмоса» добавляет комфорта экипажам космических кораблей, снижая нагрузку на вестибулярный аппарат и упрощая адаптацию к невесомости. И это снижает порог доступа для космических туристов, в частности. Кроме того, некоторые скоропортящиеся грузы, например, биоматериалы, можно будет доставлять на МКС совсем вовремя, что расширяет поле для возможных экспериментов. Наконец, укороченная схема запуска позволит эффективнее собирать на орбите новые многокомпонентные станции и обслуживать их.

В общем, представители российской космонавтики теперь горды и величавы. «Ни американцы, ни китайцы ещё такого не делали», – говорит Сергей Романов, первый заместитель генерального конструктора, главный конструктор пилотируемых космических комплексов РКК «Энергия». Да и другие руководители корпорации с видимым удовольствием перечисляют плюсы.

Однако, и вопросы к «Роскосмосу» остаются. Главный из них – а что там с многоразовостью, которая де-факто уже становится главным трендом в космонавтике?

Россия ввязалась в эту гонку или, точнее говоря, вернулась к теме, используя наработки времён позднего #СССР. Даже многострадальная «Ангара», самый известный долгострой отечественной космонавтики, станет лёгкой и многоразовой… в неопределённой перспективе. Пока речь идёт о конце 2020-х гг., но такой горизонт планирования реальных прорывов не сулит. Есть и другие проекты, причём некоторые из них представлены совсем не космическими предприятиями российского ВПК.

Но всем им пока не хватает системности. Если с инженерной стороной при всей невнятности сроков ситуация более-менее ясна, то с остальным – полный туман. В конце концов, многоразовость – хотя и важная, но не единственная составляющая #бизнес-модели SpaceX, в которой снижение стоимости доставки груза на орбиту увязано с частотой запусков, оптимизацией полезной нагрузки, её стоимостью и даже с вероятностью получения заказов на будущие проекты, на чём гений пиара Илон Маск делает особый акцент. Российские разработчики же сосредоточены больше на железе, чем на экономике всего проекта в целом.

И кто же в итоге окажется круче?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Итак, завтрашний день будет очень важен для нашего города. На 10.00 назначена внеочередная сессия горсовета, на которой возможна смена и.о мэра О.Брындака на прогурвицовского деятеля. Поэтому: Лучше прийти даже чуть раньше, что бы лучше подготовиться к возможным событиям. ...
Мы - представители Новороссии , которая приняла на себя основную тяжесть ударов украинских нацистов. От имени Новороссии мы, пять прокуроров Народного Трибунала, предъявляем подсудимым обвинение в том, что они осуществляли нацистскую антигуманную деятельность, способствовали распространен ...
Дряхлый помирающий уже лет как 100-150 гегемон все еще на месте, а вот «комплексная система противоздушной и противоракетной обороны … Ни в одной другой стране мира такой комплексной системы нет. Это 100% я вам гарантирую» — оказалась только на страницах сказочных журналов и ...
Оно состоится 17-18 мая по инициативе о. Павла ...
Судебный участок №257 оштрафовал создателя ФБК за отказ об удалении расследования со своего блога о коррупции при поставках продуктов для Росгвардии. Величина штрафа составила астрономическую цифру 5000 рублей. Трудно представить, где оппозиционер возьмет такую неподъемную сумму. ...