O tempora
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
А на кладбище так спокойненько,
От общественности вдалеке
Все культурненько, все пристойненько,
И закусочка на бугорке.
М. Ножкин
Скоро закончится страстная неделя – моргнуть не успеешь. В Светлое Воскресенье почти все знакомые
Об этом странном обряде или обычае я узнала давным-давно – когда вышла замуж. В новой семье мне объяснили, что куличи надо святить, яйца красить, а на Паску идти к родственникам на кладбище и пить там водку, ну или вино.
Воспитанная в коммунистическо-атеистической семье, я слушала, разинув рот. И тупо ходила, что вы думаете. Чтобы не выделяться. Я и так среди них белой вороной была.
Прошло много лет. Я и теперь не всё понимаю.
Свекровь умерла, но старшие снохи с детьми и внуками, как и раньше, собирают сумки с посудой, снедью, куличами и яйцами. Созваниваются. «Надо пойти. Надо почтить». Ага. Почтить, устраивая пикник на могиле.
- Лена, выпей.
- Что вы, нет, не буду.
- Ну, яйцо съешь. Паска ведь.
- Спасибо. Я не ем яйца.
- Ну, тогда кулича возьми. Свячёный!
- Спасибо, - беру кусочек, отхожу подальше. Вкусный. А на могиле в пиршество вовлекаются давно усопшие родственники.
- Ой, стопочку, стопочку с водкой! Ну, куда ты – на могилку надо! Вот так. Яйцо положи и куличик покроши. Наливайте, наливайте! Христос Воскрес! Ну, будем здоровы! Эх! Бутерброд передайте. И огурчик. И детям, детям дайте. Праздник ведь.
- Зачем стопка на могиле?
- Дак душа-то прилетит и попьёт водочки-то.
- А яйцом закусит, что ли? На могилах только язычники едят.
- Хы-хы! Ну, пусть мы и будем эти… изычники! Наливайте, наливайте! Колбаску там берите! Ой, пшено-то я забыла – вона, в сумке там достань. Посыпать надо. Вот так, крестом.
- Куда побежала!!! Иди сюда! – ребёнок лезет через грязь по могилам. – Уууу, руки грязнющие! На яйцо, ешь.
- Вот меня мама раньше аж в 4 утра будила. Даст яйцо свячёное, я съем, и дальше сплю. А потом все на кладбище идём. Паска ведь. Наливайте. Что там? Не допил? Так на могилку побрызгай. Наливайте, наливайте!
По всему кладбищу шум, звон бутылок, скорлупа хрустит под ногами…Только плясок под гармозу не хватает.
Не люблю я этого. Уж простите. И не понимаю.
А на самом деле служба в Пасхальную ночь – необыкновенной красоты и радости. И ночь – таинственно-волшебная…
Зачем идут в церковь? Оказывается, обрядоверы идут «свечку поставить». Спросишь – зачем ставить? Промолчат. Однако, то, что левой рукой свечку передавать нельзя – это они твёрдо знают. Почему? Да ведь нечистый-то за левым плечом стоит. Ага, он, небось, и свечку ставит вместо тебя.
Зачем бодать лбом икону? Бабушка за свечным ящиком разъяснила: «Чтобы голова не болела. И спиной к иконе не становись - обидится». Кто обидится? Мама! Где я? Может, лучше вообще никак не становиться? Можно ведь и дома помолиться.
А проходы по «святой канавке»? 150 раз обойдёшь, читая молитву – и исцелишься? А 100 раз обойдешь – не исцелишься?
Над могилой Матроны Московской «заряжают» песок. Для чего? А для лечения – помогает, если прикладывать к больному месту – как фото Чумака. Можно и землю из Святой канавки прикладывать. Говорят, тоже помогает.
В брюках в церковь нельзя. Ну да, нельзя. А вот если тебе выдадут кусок тряпки на верёвочке для изображения юбки поверх брюк – это можно. Это не лицемерие считается. Это считается – правильно.
И говорят иногда так торжественно: «Я верую. Я уверовал». Я бы просто сказала: верю. Но так, наверное, не годится. Надо с переподвывертом.
Что-то мне, ничтожной и малограмотной кажется, что обрядоверие против православия работает. Глупым оно мне кажется – обрядоверие-то. Может, из-за гордыни моей непомерной? Не знаю.