О смертной казни


26 мая 1947 года на три года в СССР была отменена смертная казнь. Всего через три года она была снова возращена.
Вопрос смертной казни был освещен Сахаровым в своих работах:
«Я убежден, что общество в целом и каждый его член в отдельности, … несут ответственность за происходящие преступления. У задачи уменьшения и ликвидации преступности нет простых решений, и во всяком случае не смертная казнь является таким решением. Только длительная эволюция общества, общий гуманистический подъем, воспитывающий в людях глубокое преклонение перед жизнью и человеческим разумом, … внимание к трудностям и проблемам ближнего могут привести в будущем к снижению преступности и даже к полной ее ликвидации. Такое гуманное общество сейчас не более чем мечта, и только акты проявления гуманности сегодня создадут надежду на возможность ее осуществления в будущем. Я считаю, что принципиальная важность полной отмены смертный казни дает основания не рассматривать те возражения сторонников ее сохранения, которые основываются на частных, исключительных случаях».
История смертной казни в нашей стране долгая, непростая, запутанная. И до сих пор эта важнейшая для становления гражданского общества проблема до конца не решена. В статье 20 пункте 2 Конституции РФ говорится следующее: «Смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».
Последний раз смертная казнь в России применялась в сентябре 1996. В конце 2009 года, когда суды присяжных появились на всей территории страны, этот важнейший вопрос, показывающий уровень общей гуманности в государстве, снова вышел на повестку. Тогда на вопрос социологов, ввести или нет высшую меру наказания в стране, чуть ли не половина россиян ответила положительно. Многие поясняли свой выбор тем, что, мол, педофилам и подобным «выродкам» нет места на этой земле. Результаты этих исследований были подтверждены мной, когда я распространяла первый пост о смертной казни в конце апреля этого года. Были такие сообщества, в которых меня сразу же клеймили и обвиняли в потворстве убийцам и насильникам.
Интересно, что в начале XX века дед Андрея Сахарова, юрист, придерживавшийся либеральных взглядов, Иван Николаевич Сахаров, в 1906 г. был редактором большого коллективного издания "Против смертной казни". Сам Андрей Дмитриевич указывал, что «эта книга, которую я читал ещё в детстве, произвела на меня глубокое впечатление. По существу, все аргументы против института смертной казни, которые я нашел в этой книге (восходящие к Гюго, Толстому, Короленко и другим выдающимся людям прошлого), кажутся мне не только убедительными, но и исчерпывающими и сейчас».
Чуть больше недели назад участники Сахаровского движения начали сбор денег для кабинета-музея А.Д. Сахарова. Мы делаем это, чтобы те ценности, о которых говорил и писал академик, вернули себе свое современное звучание, чтобы о них снова заговорили. Отмена смертной казни - как раз одна из таких тем.
|
</> |