О самоэксплуатации
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Вначале - небольшой дисклеймер. Мои статьи не стоит воспринимать как нечто, отлитое в граните; это в большинстве случаев - размышления, которые запросто могут быть и ошибочными. Регулярно на такие ошибки обращают внимание в каментах; и ладно ещё препинаки какие-то, но иногда бывают и логические ошибки. А вот это уже важно.
В современном общественном пространстве уже давно принят тезисный формат статей, где граждане пейсатели, грубо говоря, набрасывают
Поэтому задаваться вопросами к статьям - можно и нужно. Иногда из таких вопросов, порой даже заданных в некорректной форме, вытанцовываются новые статьи, как это было пару статей назад.
Но переходим к теме. Рассматриваем вопрос самоэксплуатации; термин неоднозначный, и, насколько я понимаю, строгого определения не имеет, поэтому начнём с его предшественника:
Эксплуата́ция труда — присвоение результатов труда другого человека без обмена или с предоставлением взамен товаров (услуг, денег), стоимость которых меньше, чем стоимость, созданная трудом этого человека за рабочее время.
Из определения эксплуатации труда вроде бы видно, что она выполняется третьим лицом, и у многих возникает вопрос о том, что по отношению к самому себе она невозможна. В википедии, например, написано, что самоэксплуатация возникает, если их доход на единицу труда оказывается меньше, чем если бы они работали по найму — то есть если они косвенным образом продают свой труд дешевле его рыночной стоимости. Но это всё касается "лобового", сугубо экономического, применения этого термина.
В статье "К проблеме экономической эксплуатации" нашёл вот такое упоминание:
То есть, строго говоря, самоэксплуатация - это скорее психологическое явление, когда некто (в примере - мелкий буржуа) повышает эксплуатацию работников собственным примером, через само-эксплуатацию; мотивируя их в стиле "делай, как я". Но, в общем-то, это определение вполне имхо можно натянуть и на обычную обывательскую жизнь, особенно в вопросе рассмотренного в первой статье цикла детоцентризма, но и не только.
Может показаться, что это вещи никак не связанные; но мы говорим за психологический, а не экономический смысл этого понятия. И таки труд - он и в Африке труд, в том числе - и в деле воспитания киндеров, и прочей бытовухе. Поднимите руки, кто считает мытьё полов и прочую уборку приятным развлечением. От того, что он не оплачивается, трудом быть не перестаёт; тут опять же, каждый может привести личные примеры труда, который не оплачивается, из вполне себе рабочей жизни.
И вот тут упомянутое в статье увеличение продолжительности рабочего времени, сокращение собственных личных расходов вполне описывает повседневность обывателя. Мы часто делаем то и это, потому что "нам надо", не особо задумываясь, зачем нам это надо; и это, собственно, ключевая мысль статьи.
Да, тут мы наступаем на плохо формализуемое и ещё хуже разрешаемое противоречие между нашими желаниями и необходимостью. Не зря в предыдущем абзаце я упомянул обывателя; если исходить из обывательской морали, то этот самый не-оплачиваемый труд надо минимизировать; ведь Добро и Зло в ней сводится к "нравится/не нравится", а кому же нравится уборка?.. Но, как нетрудно догадаться, так ведь можно и грязью зарости.
Как постоянно пишу, всё хорошо в меру, а мера у каждого своя. Кому-то надо протирать пыль дважды в день, а кому-то и одного раза в месяц достаточно. Может показаться, что аффтар впал в оправдание людских пороков, чем грешат разнообразные коучи; "позволь себе" и всё такое. Но речь о том, что универсального ответа на вопрос самоэксплуатации нет; его можно лишь сформулировать.
Зачем формулировать вопросы, на которые не можешь дать ответа?.. А как раз для того, чтобы не впадать в упомянутое выше морализаторство - когда решение вопроса передаётся на рассмотрение листателям. Я не могу сказать "надо меньше работать!" - может быть, читать будет какой-нить хикикомори, который в принципе не работает; и наоборот.
Тогда, опять же, может показаться, что подобные вопросы вообще лишние; если решать всё равно приходится каждому. Но давайте зададим сами себе ещё один вопрос - а вы часто задумывались над темой самоэксплуатации? Для того, чтобы вопрос решать, надо его сперва поставить. Тут мы выходим на тему рефлексии; зачем оно вообще нужно; но об это раньше уже было.
И ближе к концу - зачем это всё вообще писалось. Многие граждане загоняют сами себя в ловушку самоэксплуатации, потому что они должны и то и сё; хотя, строго говоря, в условиях обывательской морали они вообще никому ничего не должны; даже своим киндерам и родителям - постольку поскольку. Подобное само-накручивание дополняется обычной, не-само-эксплуацией, когда гражданина погоняют все, кому не лень; но это - на поверхности, и к тому же внешнее, с чем обычно сложно что-то поделать, кроме профсоюзной деятельности, конечно.
Самоэксплуатация приводит к нехватке свободного времени, ну и в целом приводит к депрессиям, когда 146% времени гражданам приходится заниматься тем, чем заниматься им не хочется. Ведь, напоминаю, в обывательской морали то, что не нравится == Зло. Да, это в принципе некорректная конструкция, но с такими жизненными установками живёт подавляющее большинство населения, увы (и далеко не только простонародье).
В отличие от экономической самоэксплуатации имени мелких буржуа, бытовая самоэксплуатция вполне преодолима собственными усилиями; потому что обыватель загоняет себя в неё сам, в большинстве случаев без особых на то причин. Есть, конечно, случаи, когда кому-то приходится и детей тащить на себе, и престарелых родителей, и ещё на работе пахать, как папа Карло; но это крайний случай вынужденной самоэксплуатации.
Да-да, бывает и добровольная самоэксплуатация; когда человечек сам себе ставит такие задачи, с которыми не справляется; я должен и то и сё; не кому-то там, а просто должен. И в итоге у него ничего не получается, а виноват-то в этом кто? И причина в этом даже не собственная неспособность, а некорректная постановка задачи самому себе, т.е. по сути описываемая в статье само-эксплуатация.
В частности, многие граждане стремятся "дать детям всё", неизвестно, на каком основании. Понятно, откуда уши растут, но в общем и целом заваливанием киндеров секциями, игрушками и прочими активностями воспринимается теми как должное; ну ты же должен; причём эту мысль им внушили мы сами. Ведь ты же должен? Тогда бегом исполнять.
Одно дело, когда всё это тебе нравится; но когда ты и так загружен, как савраска, и всё равно ничего не успеваешь, пора задуматься, не попал ли ты в ловушку самоэксплуатации.
|
</> |