
Брейгель: "Игрища детворы"


Сегодня поговорим об одной из сюжетных картин П. Брейгеля "Игрища детворы". Перед нами видна часть Города, его стогны с разнорообразными строениями. Слева - широкая улица, идущая до горизонта. Слева же вверху остается выход к реке, берег, излучина, небольшой островок. Все действие разворачивается на площади, где проводит время детвора.
Представления о ребенке во времена Брейгеля, да и позже, в Раннем Средневековье, довольно специфичны. Ребенок воспринимается как маленькая, но самостоятельная личность. Детей одевают по-взрослому. Они уже выполняют работу, которая делают и взрослые.
Средневековье знает только четыре вида деятельности: молитву, работу, учебу (например,запоминание молитв) и отдых, который крайне необходим для того, чтобы усердно молиться и работать (ora et labora). Ни о каких играх и речи быть не может! Игра в чистом виде воспринимается в качестве греха! Люди Средневековья видели в шумном совместном времяпрепровождении детей не забаву, а ОБУЧЕНИЕ. Т. е. игра - это часть ОБУЧЕНИЯ, УЧЕБЫ, ВОСПИТАНИЯ. И вот мы замечаем, что в Городе нет ни одного взрослого. Здесь живут одни только дети!
В этой картине представлено более сотни детских занятий: тут ходят на ходулях, делают бумажные мельницы, стреляют друг в друга из лука, девочки играют в «дочки-сыночки». Позвольте... Но это и есть обучение: в Средние века по городским узким улочкам Западной Европы можно было ходить ТОЛЬКО НА ХОДУЛЯХ.... О том, почему это нужно было делать, я объяснять сейчас не буду: тема - другая... Бумажные мельницы делают дети строителей либо мельников. Стреляют в друг друга из луков дети ратманов: они хотят стать стражниками. Спортивные соревнования в Древнем мире и Средневековье не были ЗАБАВАМИ, а были частью БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ. Вы когда-нибудь видели, как бьются мальчики на деревянных мечах? Они ГОТОВЫ УБИТЬ ДРУГ ДРУГА. Они не играют, а УЧАТСЯ УБИВАТЬ.
Прямо перед нами – здание с зарешеченными окнами первого этажа (верхняя часть окон похожа на витраж), окна со стрельчатыми сводами на втором этаже. Может быть, это школа? Ведь на стене мы видим нечто вроде - расписания уроков.
В стенку крыльца этого здния вделаны кольца. Похоже, что здесь – коновязь. Для этого может подойти и бревно, на котором упражняются бойкие подростки. Судя по одежде, на дворе не зима, но и не лето: все в шапочках и косынках, на детях довольно много одежды. СЕНТЯБРЬ... Когда Бог сотворил животный и растительный миры, то плодовые деревья уже были с плодами. Цвет на деревьях появится чрез 9 месяцев. Вот почему 1 сентября - года главизна.
На берегу – куча песка. Песочница. Девочка вырыла пещерку, а две другие играют в «горку»: одна пытается столкнуть другую. Хочет стать первой! Она потом и наряжаться будет лишь только для того, чтобы показать другим девочкам, что она первая, а остальные... Брейгель изображал на своих полотнах то, чего человечество никогда не поймёт.
Ближе к зрителю две девочки играют в бабки. Одна бабка – в воздухе, на нее направлены глаза играющей. Видимо, надо подбрасывать и ловить. Кто не поймал – тот проиграл. Действительно, всё нужно ловить вовремя. На огороженной лужайке мальчики занимаются гимнастикой. Цирк, видимо, был хорошо знаком детям: они пытаются вертеться на перекладине. Цирк показывал, каким ловким и сильным должен был быть воин.
А за домом, у забора, девочка внимательно изучает место, из которого уже вытекла большая лужа. Брейгель нарисовал еще несколько игр, которые не расшифровываются: он изображал на своих полотнах то, чего человечество никогда не поймёт.
Нечто странное происходит в каменном строении: длинная белая лента развевается из одного окна, а из другого одну корзину выбросили, а другую спускают на веревке. Видимо, это инсценировка помощи осажденным в крепости. Здесь дети пытаются плеткой гонять волчки. Всё пригодится в жизни... В «Игрищах детворы» не ощущается насмешки, иронии. Дети самозабвенно подражают взрослым. И вдруг мы замечаем, что на лицах детей нет УЛЫБОК. Да Брейгель никогда не изображал улыбающихся лиц. Редко, весьма редко он изображал УСМЕШКИ. Хохот или даже гримасу хохота он изображал. Таким был дух того времени, так он его воспринимал. И правильно воспринимал! В Городе детей слышен стук деревянных мечей, дуденье волынок, скрип, вой, рёв, гам, шум, скрежет, а смеха вы не услышите. Сосредоточенным, каким-то невеселым настроением заполнены стогны Града. ИДЁТ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ!

Снизу слева персонаж одел маску скорбящего взрослого. Что поменялось при этом? Да ничего.
Кто хочет рассмотреть картину поближе, то вот иллюстрация в ВИКИПЕДИИ. Можно увеличить и все подробно увидеть. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Children%27s_Games_(Bruegel).jpg
|
</> |