О руководстве
blau_kraehe — 20.07.2023Хочется обобщить некоторые (а именно длительные и разнообразные) наблюдения.
На мой взгляд, хорошему руководителю (неважно чего) нужны два главных качества:
1. Умение организовать.
Все покрашено, пострижено и посыпано песком. На шкафчиках
одинаковые наклейки. Все документы разложены по нужным папкам.
Процессы идут как по нотам, и случайная песчинка не выбивает этот
механизм из колеи, потому что для песчинок тоже предусмотрены
какие-то особые форс-мажорные процессы. Рабочий план составлен и
выполняется. У работников остается еще и время на перерыв,
работники не разбегаются кто куда.
Конечно, это идеальный вариант. Но у хорошего организатора ситуация
должна стремиться к этой и главное - ситуация непрерывно
улучшается, стремясь именно к такому варианту.
Спойлер: построить дело таким образом путем крика на подчиненных и
жалоб, что они не организуют сами себя и все вокруг - не получится.
У подчиненных свои задачи, не менее сложные. Организация - задача
начальства (конечно, у каждого начальства свой уровень
организации).
2. Эмпатия и умение разбираться в людях.
Тут понятно. Эмпатия - умение слушать подчиненных и относиться к
ним с уважением; если начальник явно демонстрирует. что ты и твое
мнение - где-то на уровне плинтуса, то кто захочет работать с
энтузиазмом? А вот если "с людьми по-человечески", то можно и от
них ожидать, что они иной раз поддержат, помогут и вообще станут
правой рукой. И левой заодно.
Умение разбираться в людях нужно для того, чтобы не набирать кого
попало. У начальников высшего уровня это четко прослеживается -
один крупный руководитель может загубить все учреждение, так как
наберет таких же болванов на более низкие уровни. И наоборот, у
хорошего директора и начальники отделов хорошие.
Это мы поговорили об идеале. А теперь о реальной жизни.
А в реальной жизни начальниками становятся обычно те, кого а.
готово выдвинуть высшее руководство, б. люди признают его
первенство и готовы подчиняться.
Конечно, случай а. относится к большинству обычных ситуаций "на
работе", а вот случай б. - это скорее руководство каким-то клубом
или той же политической партией, то есть там, где председателей и
начальников выбирают.
Ну и кто же эти люди? А как это ни странно, в обоих случаях
предпочитают назначать и выбирать тех, кто обладает совершенно
другим качеством, и это качество вообще не коррелирует ни с умением
организовать, ни с эмпатией.
Что это за качество? Его можно назвать "харизма".
Речь не идет о запредельной харизме, как у Фиделя Кастро. Это
скорее "наглая рожа" - внутренняя убежденность "я рожден, чтобы
всеми распоряжаться", которая через жесты, мимику, выражение лица и
лексику передается окружающим.
Оно есть в той или иной мере у всех успешно работающих
руководителей. Поэтому на самом деле оно изначально и не нужно -
если скромный человек каким-то чудом станет руководителем, и у него
все будет получаться, его будут уважать - через некоторое время он
и сам приобретет нужную осанку, интонации, и при взгляде на него
станет ясно, что это именно руководитель. Такое, похоже, иногда
бывает в армии, где командиром можно стать, просто закончив учебное
заведение.
Но в реальной жизни будущий руководитель проходит первичный отбор
не по своим организационным талантам и не по эмпатии (это
даже мешает) - а именно по харизме.
Отчасти поэтому мужчине проще стать руководителем - у мужчин чаще
высокая харизма, чем у женщин.
И к сожалению, высокая харизма может быть у человека, который
вообще ни в зуб ногой в организации, не умеет даже разговаривать с
людьми. А поведение такое, что пришел к директору, сел в кресло,
закинув ногу на ногу, как будто всегда тут и сидел, и вот они уже
дружески беседуют как равные, а выходит он оттуда уже
начальником...
Это в формальных институтах - на фирмах и в учреждениях. А уж в
партиях различных все еще проще: кто-то прям "рожден, чтобы
повелевать", и толпу или даже коллектив убедить в своем
превосходстве очень просто. Вышел, поговорил и убедил. Если умеешь,
конечно.
А знаете, у кого наиболее высокая "харизма", кто производит
наилучшее впечатление, и кому все стремятся подчиниться и ищут его
расположения?
Это нарциссы. Или как минимум, люди с ярко выраженными
нарциссическими чертами.
В принципе, если эти черты просто выражены, это еще не беда и даже
не патология. У большинства популярных видеоблогеров, например,
такое имеется.
Но и в этом случае нужно понимать, что этот человек вовсе не
обязательно будет хорошим руководителем. Если он сам про себя
убежден, что он, безусловно, лучше и главнее всех, и легко внушает
это окружающим - это не обязательно соответствует истине.
Может быть, даже наоборот - скорее не соответствует.
Ну а уж если это патологический нарцисс - фирма или партия просто
не выживут.
Я за свою жизнь повидала много разных начальников, как в формальных
институтах (на работе, например), так и в неформальных (партии и
клубы).
На работе мне попались ровно две хорошие руководительницы. За все
время. По крайней мере, реально хорошие организаторы.
О партиях лучше помолчим, не будем о грустном.
Потому что человек, который все силы вкладывает в прокачку своего
Я, который безумно любит себя таким, какой он есть и не склонен
прислушиваться к окружающим - как правлио, редко действительно
увлечен делом и любит организацию. Любить дело и организацию - это
значит уметь на какое-то время отвлекаться от Я. А харизматики
этого не умеют. Еще меньше они умеют слушать окружающих и ценить
их.
Думаю, что случаи хороших руководителей - это редкие случаи, когда
человек был изначально скромным и трудолюбивым, и выдвинули его по
какой-то случайности (например, оказалось так, что харизматиков в
этот момент рядом не было).
В принципе, это очень хорошо объясняет, почему миром до сих пор
правит явная лажа, почему чуть ли не ВСЕ решения, принимаемые в
любой стране - катастрофические и неправильные, и почему эта
картина наблюдается сверху донизу. Почему Запад грабит уже сам
себя, вкладываясь в изначально гибельный проект "Украина", почему
ради ветряков губят экологию целых стран и вырубают леса якобы "для
защиты климата", почему Россия так странно ведет
спецоперацию...
Я даже больше скажу - если что-то в этом мире еще работает, это делают сами работники, в обход начальства. Как-то самоорганизуются и двигают дело вперед.
В самом деле даже в наипрекраснейшем светлом будущем эту
проблему начальства придется как-то решать. Может, начальник
сначала какие-то тесты должен пройти. В общем, на деле доказать
способность руководить, а не просто "произвести хорошее
впечатление".
И даже возникает подозрение, что если мы не научимся ее решать,
хотя бы на уровне тех же партий и кружков, то никакого светлого
будущего не наступит.
|
</> |