О рубашке за несколько тысяч долларов и других радостях Средневековья
scholar_vit — 14.08.2016Индустриальная революция резко подняла жизненный уровень населения нашей планеты. Мы не всегда осознаем, насколько именно. Брэд Де Лонг ссылается на интересную заметку Евы Фишер, которая описывает простой, но эффективный способ это вообразить.
Возьмем какой-нибудь предмет быта Средневековья. Мы можем оценить, сколько человеко-часов понадобилось, чтобы его сделать. Давайте умножим это число на нынешнюю почасовую минимальную зарплату (в США сейчас $7.25), и мы получим представления, насколько он был ценен с точки зрения человека того времени.
Ева Фишер рассматривает рубашку, надетую на первом слева танцоре на известной картине Брейгеля-старшего. У нее довольно сложный покрой, со сборками у шеи и подмышек. К тому же в Средневековье, чтобы вещи дольше служили (мы к этом вернемся), все швы обметывались. Опытная швея вручную раскроит и сошьет такую рубашку за семь часов. Но ей нужна ткань, верно? На эту рубашку ушло пять ярдов ткани тонкой ткани (25 ниток на дюйм). По оценкам, ткачихи вручную делали два дюйма такой ткани в час, так что пять ярдов — это 72 часа. Но нитки надо сначала спрясть. 25 ниток на ярд, основа и уток дают 9000 ярдов пряжи. Реконструкторы полагают, что в Средние века пряха делала 4 ярда в час, что дает 2250 часов. Предположим, что они ошибаются, и утерянные секреты прядильного мастерства позволяют спрясть девять тысяч ярдов за 500 часов. У нас все равно получается 579 часов, т.е. $4200. А ведь мы еще не говорили о том, что перед тем, как начать прясть, надо вырастить лен, хлопок или овец.
Интересно, что основные затраты в оценке получились на прядение.
Это объясняет сложный покрой одежды: если уж вложились в ткань, то
имеет смысл потратиться еще немного на шитье. Женщины Средневековья
непрерывно пряли (в русских, и не только русских, деревнях этот
обычай сохранился и после Промышленной революции: "Две Три
девицы под окном..."). Автор приводит интересную этимологию
английского слова spinster, старая дева: буквально оно означает
"пряха". Действительно, выйдя замуж, женщина начинает обслуживать
мужа и детей; в противном случае она до смерти занимается "девичьим
делом", т.е. прядет. Еще в 18 столетии женщины, которых цитирует
автор, говорили: "Я с детства знала, что основное предназначение
женщины состоит в том, чтобы делать одежду для человечества";
"Скрип прядильного колеса был самым грустным звуком моего детства,
стоном бесконечной монотонной жизни прядильщицы".
Одежда ценилась. Зажиточная крестьянка имела три платья: одно на праздник и два для повседневной жизни. Одежда носилась из поколения в поколения до тех пор, пока она не разваливалась — тогда из нее делали одежду для детей, а когда и дети донашивали, тряпки продавали старьевщику. В частности, из них делали бумагу. До того, как был найден способ изготавливать бумагу из древесины, ее делали из тряпок — и она была очень дорогой (хотя, конечно, дешевле пергамента). Что делало дорогими книги.
Мы живем в невероятной роскоши с точки зрения человека Средневековья.
Что, конечно, не означает, что мы более счастливы.