О Рориках, ререгах и южнобалтийских торгово-культурных связях
selyanka1 — 19.08.2024
Продолжаем копать историю наших славян - таких разных, что мы их
даже понимаем плохо, пытаясь объединить в какую-то "славянскую
общность". На этот раз разговор пойдет об условных балтийских
славянах (той части славян , которая жила на побережье, вела
морскую торговлю, имела прослойку варягов и торговые города).
По времени мы будем рассматривать времена уже слегка более
поздние, близкие к Рюрику, а не к гуннам - то есть когда славяне на
этих землях уже обжились и обустроились и начали постепенно
попадать под давление германцев, желающих "потерянное" вернуть,
причем давление шло как с языческой стороны (скандинавы), так и с
христианской (франки).
Далее я просто посоветую интереснейшую книжку, которую лично я
прочитала просто запоем. Называется она
"Балтийские славяне: от
Рерика до Старигарда" (в данном случае это названия славянских
городов - эмпориумов), и написал ее проживающий в Германии и
имеющий доступ к немецким историческим и археологическим
исследованиям
Андрей Пауль.
Прочитать ее полностью можно вот здесь
http://flibusta.site/b/467152/read
Я полностью эту книгу пересказывать не буду, вытащу из нее то,
что лично считаю важным и интересным, плюс дополню культурными
сравнениями, которые в книге не рассматриваются, так как это за
пределами темы
Книга фокусирует внимание целиком и полностью только на
истории балтийских славян, то есть тех племен, которые жили на
западном побережье Балтийского моря, общались и взаимодействовали с
франками, часть из них уже постепенно встраивалась в
Франкскую империю, и в связи с этим они достаточно хорошо описаны в
разнообразнейших хрониках.
В дополнение к хроникам прилагаются описания археологических
находок, развенчиваются некоторые норманистские мифы и откровенные
подтасовки и вранье и даже указаны первоначальные источники данного
вранья - нацистcкая Германия и ее претензии на славянские земли как
исторически германские - с приведением интереснейших нацистских
размышлений на эту тему, как все преподносилось. Это конечно не
самые первые "понаехавшие" в Россию по приглашению Екатерины
норманисты, которые вообще на русском не говорили, но учили русских
их истории, нет, это уже государственная идеологическая
псевдо-история.
Слева реконструкция внешнего вида Арконы, города и религиозного
центра балтийского славянского племени руян, располагавшегося на
одноимённом мысу острова Рюген. Справа реконструкция Ретры,
древнего славянского города-крепости и религиозного центра (место
расположения языческого храма бога Радегаста, пребывания оракулов,
проведения религиозных обрядов). Город располагался в землях одного
из племен полабских славян, ратарей, на острове посреди
глубокого озера, и с противоположным берегом был соединен
бревенчатым мостом. Точное местоположение хорошо описанного
современниками города археологами пока не установлено
Первое, и очень важное, с чего Андрей Пауль, собственно,
начинает свою книгу - это процесс взаимодействия балтийских славян
с германцами, их торгово-культурное и политическое
взаимодействие (браки, временные военные союзы против общих врагов)
и некая культурная ассимиляция и заимствование друг у друга
каких-то культурных вещей, иногда чисто на элитном уровне, ну типа
" а мы чем хуже, мы еще круче могЁм".
Средневековые торговые центры, морские торговые пути и
область распространения "скандинавского" погребального обряда
(белые кружки) в славянских землях современной Германии. Под
"скандинавским" погребальным обрядом имеется в виду широко
рапространенное среди всех морских торговцев погребение на
корабле/лодке, корабль как "мертвый дом". При этом обряд то
называется "скандинавским", а хоронили то там славян
местных
В частности, этим объясняются некоторые погребальные заимствования
- дома мертвых на лодках или кораблях, которые норманистами
выдаются за чисто скандинавские элитные могилы, но на самом деле
они были характерны для торгово-военной прослойки местного
населения, которое проводило большую часть жизни в военно-торговых
походах и для которых дом мертвых строили такой же, какой он был
при жизни - лодка или корабль
Генрих Семирадский "Похороны знатного руса" 1883 (по мотивам
рассказа Ибн Фадлана о встрече с русами в 922 году)
В связи с этим интересно вспомнить про то, что на основании
рассказа Ибн Фадлана о встрече с русами в 922 году в России у
исследователей сложилось странное мнение, что могила руса должна
быть всегда с собакой. Если собаки нет, то это не рус. И, помнится,
было много радости, когда в Гнёздово нашли курган с собакой, типа
вот, первого руса, наконец, отыскали (видимо, на фоне прочих
условных "скандинавов"). На самом деле Ибн Фадлан описывает
достаточно стандартный обряд похорон варяга - когда "мертвым домом"
является корабль, так как большая часть жизни варяга проходит на
корабле. Андрей Пауль в своей книге достаточно хорошо описывает,
как похороны на корабле, названные сейчас "скандинавским обрядом",
были распростанены среди всей прослойки варягов, независимо от их
этнической принадлежности. Так вот, в дом мертвых нужно было класть
(и сжигать) всё, что "элитному" варягу было дорого при жизни.
То есть это его корабль, женщина, которая согласится умереть и
последовать за варягом, конь как символ воина, и что-то еще, что
конкретному человеку было важно или к чему он привык. Могла быть
собака, мог быть петух или курица.
Помимо корабельного похоронного обряда повсеместно среди
балтийских славян, а не только скандинавов, использовались
приписываемые сейчас чисто скандинавам "молоточки Тора".
"Молоточки Тора" - это шейные гривны с привесками. Название
откровенно высосано из пальца. Никакого подтверждения этому
названию нет. Никто не подписывал эти изделия, а в письменных
источниках они никак не фигурируют. Все догадки строятся только на
том, что подвески напоминают собой молоты, а молот являлся
атрибутом Тора. Тo есть ненаучная фантазия в чистом виде.
Подобные гривны с подвесками существовали на территории
континентальной Европы задолго до Эпохи викингов
Слева янтарный "молоточек Тора" из янтарной мастерской Волина
(Польша). В центре деталь "молоточка Тора" из Вичимице, Польша.
Справа формы для отливки "молоточков" из Ральсвика (Рюген) из
посвященного скандинавским находкам немецкоязычного издания
"Викинги, варяги, норманны". Забирайте Кемску волость, да что там,
берите сразу все славянские земли...
И еще Андрeй Пауль очень интересно описывает функционирование
Южно-балтийского торгового пути, то есть той части морской торговли
на Балтике, которая осуществлялась из славянских эмпориумов
(торговых городов)
Второе важное и интересное, что Пауль там описывает - названия
славянских племен, как одни и те же племена в разное время называли
по-разному.
Например, и это только один из примеров: ободриты - это скорее
всего было не самоназвание племени или союза племен, а название
династии князей, как их называли франки.
В какой-то момент в самом начале 11 века во время очередного
восстания против германцев династия сменилась и ободриты стали
называться ререгами. А потом восстание подавили, зачинщиков
убили и они опять стали ободритами, ну или венедами.
В третьих, очень интересно описывается борьба за
древнеславянский эмпориум (торговый город) Рерик, который
был настолько большой и богатый, конкурируя с германскими тоговыми
поселениями, что в 808 году (за 200 лет до того, как ободриты стали
называться ререгами) его специально разрушил датский конунг
Готфрид (Гудфред), a в 809 году там был обманом убит сидевший на
денежных потоках от местной торговли ободритский князь Дражко (или
Траско), попытавшийся восстановить собственные права на земли и
торговлю/крышевание торговли, а всё население Рерика даны
перевезли в Хедебю
Но современной карте это автомобильная дорога, которой не
было, конечно, но видно, где предположительно находился Рерик
(справа) , а где Хедебю (слева). Тогда перевозки были по воде
кораблями. Сейчас оба исторических поселения находятся на
территории Германии.
В гитлеровской Германии в свое время осуществили
идеологический проект под названием город Рерик, но этот Рерик
фальшивый.
Главным претендентом на роль исторического Рерика на данный момент
является раскопанное возле деревни Гросс Шрёмкендорф
торгово-ремесленное поселение, частично находящееся под водой. Вот
его я на карте выше и показала.
Слева синим обозначены владения ободритов во время
правления князя Дражко и существования крупного процветающего
города Рерика, справа карта эмпориума Рерик, сейчас из-за поднятия
уровня воды в Балтийском море частично под водой и
расположенного
Еще в книге рассказывается, что германцы свою Ганзу строили во
многом, если не в основном, на базе Южно-балтийского
торгового пути, большинство крупных ганзейских центров родом именно
оттуда, их просто отжали у славян и балтов
В четвертых, в книге рассказывается про западнославянских
князей Гостомысла и Рорика, отличного от датского Рорика, брата
Гериольда, он же Рорик Фрисландский, которым нам норманисты все уши
прожужжали....
Про возможность переезда на Русь в 862 году или около того
фрисландского Рорика, который согласно документам в 873 году принёс
присягу на верность Людовику Немецком - это вообще из области
фантастики. В двух местах и одновременно...
Давайте сначала с помощью древних балтских корней
расшифруем имя Гостомысл, которое пытаются перевести с
помощью современных русских слов как гость и мысль, то есть это то
ли гостевые мысли, то ли мысли о госте, что-то сильно
невнятное и непонятное
А вот если посмотреть в сторону балтских языков, то помните в
предыдущем посте антов и склавинов Келагаста, Пирагаста, Ардагаста?
Вот это тот же корень госто-, вариация древнего корня -
гаст, обозначающая род, клан возможно, племя
В балтских языках слово "мыслить/ думать" одинаковo со
славянскими, поэтому Гостомысл - тот, кто много думает [о народе],
в общем, мудрый правитель.
Хотя, если взглянуть не в сторону балтских языков, а в сторону
польского языка, то там есть слово myśliwy "охотник", -iec
"борец".
То есть второй вариант для Гостомысла - это боец за людей /
народ; великий воин (а не мыслитель)
Вoобще имена, заканчиваюшиеся на -мысл, были очень характерны
для западных славян, в частности ободритов.
Гостомысл появляется в нескольких документах (Фульдские
анналы ANNALES FULDENSES, Анналы Ксантена ANNALES XANTENES) в
844 как король ободритов Гостомысл, убитый во время похода Людвига
II на славян. В Бертинских анналах ANNALES BERTINIANI описываются
эти же события, но уже без упоминания имен.
А после Гостомысла у нас появляется этот самый ободритский
Рорик.
Тут надо понимать, что у каждого народа были свои собственные
фонетические правила.Так что в написании франков с их
латынью был Рорик и для скандинавов и для
славян, и никак по-другому. Я, кстати, специально время потратила и
просмотрела все эти хроники и анналы
на латыни. Везде, везде
в латинской фонетике франки использовали написание Рорик и для
славян и для скандинавов.
Можно ли вспомить анта Божа из предыдущего
поста и пoдставить Rourik (Рурик/ Рюрик?) вместо
Rorik, я не знаю. Лингвисты на подсосе у Шведской академии
меняли только Rorik на Hrørek, а других вариантов никогда и нигде
не рaссматривали.
Илья Глазунов. "Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор, Синеус" 1986
г.
Я лично не верю, что Рюрик был ободритом, западные славяне
очень сильно отличались от восточных уже тогда, но раз в России
крайне популярна легенда о Гостомысле и его внуках Рюрике, Синеусе
и Туворе, давайте с помощью балтийских корней расшифруем эти имена.
В конце концов, а вдруг Рурик действительно был распространенным
древним еще обще-индоевропейским именем, а Rorik - это просто
латинское написание и для Rourik, и для Hrørek
Рюрик / Рурик ( от ruja + rikis) предводитель
дружины (ватаги, команды).
Про "предводителя" -rikis я уже писала. Pиксами и византийцы
называли [самых главных] вождей славянских племенных объединений
еще в 6 веке, и немецкие проповедники так называли местных прусских
князьков столетиями позже.
А вот про ruja (ру /рю ) надо добавить.
В русском языке слово друг имеeт этот же корень - это
тот, кто отдаст за тебя жизнь, из дружины. Дружина - это
команда друзей, кто воюет плечом к плечу. При этом приятель - тот
кто приятен; а товарищ - тот, с кем торгуешь, имеешь дело
И если уж смотреть в сторону скандинавов, коих нам навязывают
просто по-чернoму, то там то же самое из древнейших индоевропейских
времен. У древних германцев еще задолго до всяких викингов было
слово *druhti - военный отряд.
Ну то есть понятно, что всё, связанное с войной и воинами -
это очень-очень древнее, не какие-то заимствования от каких-то
пришельцев, а свое собственное.
Синеус ( от sieti) брат, почти равный
старшему
Трувор (от trys + vyras) -
третий брат
Подробнее здесь:
Федченко, О. Д. Рюрик и его команда (этимология антропонимов)
/ О. Д. Федченко. — Текст : непосредственный // Вопросы
исторической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань,
ноябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 40-45. — URL:
https://moluch.ru/conf/hist/archive/289/12905/
Bернемся к нашим полабским славянам
Король ободритов Рорик у нас появляется под этим именем
в 845 году после смерти Гостомысла - в Анналах Ксантена. а в
Бертинских анналах эта же история рассказывается без упоминания
имен.
Скандинавский Рорик у франков в анналах все время
мелькает, раз 17 наверное, ему франки выделили землю на кормление в
Дорестаде в обмен за защиту от других язычников. Никогда этого
фрисландского Рорика не называли франки королем, и абсолютно
невероятно, чтобы этот Рорик, брат Гериольда имел бы хоть какой-то
минимальный шанс стать правителем ободритов, хотя бы на
время.
.
Единственный недостаток автора (Андрей Пауль) - он все-таки
чисто намеками пытается привязать ободритов к русскому Рюрику, даже
Перуна вытаскивает под именем Проне или Прове.
"Скорее всего именно имя Перуна скрывается и под записанным
Гельмольдом именем бога Проне или Прове, которому была посвящена
дубовая роща возле Старигарда в Вагрии" (c)
Но тут уж ничего не поделаешь. Норманисты и
полабисты/рюгенисты. При этом и те и те неправы, Рюрик был с
территории от Вислы и восточнее, с земель, где занимались торговлей
с арабами - по Западной Двине в сторону Русской равнины, в сторону
Волги и Дона. Рюрик пришел в Новгородские земли решать насущную
торговую проблему - в 830-е годы прекратился приток серебра от
арабов в Балтику. А вот в 860-е он возобновился, как-раз при
Рюрике. С Одера и Эльбы, а тем более с Рюгена
Рюрик быть не мог. Почему?
А давайте посмотрим не на то, что общее, а на то, что
разное.
Одно из главных отличий славян и балтов от германцев вообще
и скандинавов в частности было то, что славяне и балты были
значительно более теократическими обществами, где языческие жрецы
имели значительно больше власти и влияния чем у германцев.
Не у каждого племени, нo у каждого союза племен был свой
главный бог-защитник и покровитель и соответствующий языческий
центр, причем именно у западных полабских славян даже не
всегда со священными рощами, а уже с настоящими храмами -
гонтинами. Всего таких мест с существовавшими когда-то
гондинами на территории только современной Польши больше 60
Балтийские (полабские) славяне находились в тесном
взаимодействии с франками, саксами и скандинавами - и переняли
определенные вещи у "цивилизованных", в первую очередь у франков,
как культурных наследников Римской империи - по, наверное похожим
лекалам, как это делали скандинавы. Культ Одина очень многое впитал
от [языческого] Древнего Рима - и с точки зрения построек, и с
точки зрения обрядов. Медовые (бражные) залы были вдохновлены
базиликами
Так вот балтийские славяне тоже кое-что впитали, только
по-своему.
Реконструкция города Радоним
Самым изученным храмовым комплексом западных славян является
Радоним (Радона, Радима), раскопанный в ГДР в в 1973 — 1980
годах профессором Эвальдом Шульдтом. Там было найдено славянское
святилище - четырёхугольное здание размерами 7 × 11 метров с
двойными стенами из вертикальных плах, которые были обшиты досками
в форме антропоморфных фигур. Центральная часть здания была
повреждена. В здании были найдены два копья, черепа зубра и шести
коней
Вот это вот то, что называется гонтина (гонтына, пол.
gontyna, kącina) — языческий храм у славян с помещениями для
ритуальных пиров и хранения священных знамён. В отличие от
капища, гонтина - это крытое строение. Гонтины появились
значительно позже, чем капища и священные рощи. И только у
западных славян
Реконструкция славянского языческого храма (гондины) в
Радониме
Радоним расположен в Мекленбурге, на полуострове озера
Биннензее на землях, некогда принадлежавших варнам.
Существует странное предположение, что это может быть
легендарный Ридегост или Ретра, — древний славянский город-крепость
и религиозный центр, место расположения языческого храма бога
Радегаста, пребывания оракулов и проведения религиозных обрядов,
который до сих пор не найден, известно только, что он располагался
в землях ратарей, одного из племён лютичей, полабских
славян..
Где варны, а где ратари?
Сохранилось два описания
Титмар Мерзебургский в своей Хронике, кн. VI, упоминает "в
округе ратарей некий город под названием Ридегост" (который
обычно отождествляют с Ретрой).
"… В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева
святилища, основанием которого служат рога различных животных.
Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно
вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят
изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные
в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид. Главный из них
зовётся Сварожич (Zuarasici); все язычники уважают и
почитают его больше, чем остальных. Знамёна их также никогда не
выносятся оттуда, за исключением разве что военной необходимости;
причём вынести их могут только пешие воины."
Слева изображения идолов Проно, Ридегаста и Зиве на гравюре 1133
года. Справа Радегаст, илл. из Мифологии славянской и
российской А. С. Кайсарова, 1804 г
По Адаму Бременскому/ Гельмольду фон Бозау
"За медленно текущей Одрой и разными племенами поморян, на
западе мы встречаем страну тех винулов, которые называются
доленчанами и ратарями. „Их город повсюду известен, Ретра,
центр идолопоклонства. Здесь выстроен большой храм для богов.
Главный из них — Редегаст. Идол его сделан из золота,
ложе из пурпура. В этом городе девять ворот, и со всех сторон
он окружен глубоким озером. Для перехода служит деревянный мост, но
путь по нему открыт только для приносящих жертвы и испрашивающих
ответы“…"
Представляете уровень изучения и как нам это все
преподносится? Город то ли Ретра, то ли Ридегост, главный бог то ли
Редегаст, то ли Сварожич, то ли это золотой идол на красном
пурпуре, то ли это целый пантеон идолов, обряженных в шлемы и латы.
При этом вполне возможно, что это все еще и Радоним, ну вот
некоторые предполагают...
Но это еще не все. Еще есть поддельные статуэтки славянских
языческих божков второй половины XVIII века под названием
Прилвицкие идолы из "чудом найденой Ретры",
Слева фигурка бога Редегаста из поддельного прильвицкого клада,
краеведческий музей Нойбранденбурга. Видно, что в фигурке нет
ничего общего стилистически с тем, как изображали славянских
идолов, при этом она почти полностью скопирована с описания в
первом печатном издании Саксонской хроники Конрада Бото 1492 года,
а описание - это вот гравюра выше, с какими-то еще неизвестными
Зиве и Проно. Справа современное издевательство над славянским
язычеством - статуя Радегаста возле горно-лыжного курорта Пустевни
в Чехии. Художник так видит...
В общем, самые адекватные ученые говорят, что город скорей
всего назывался чем-то вроде Радогост (помним про гост - и гаст- с
нашими Гостомыслами... род,клан, возможно племя), а бог был
Сварожич. А Адам Бременский /Гельмольд фон Бозау что-то
перепутал и назвал бога именем города или же записал
локальное название Сварожича Радгост как ему послышалось или удобно
было - Редегаст, а город вообще записал как произносить
удобней было - Ретра.
Но зато благодаря вот такому у славян появился город Ретра с
абсолютно неславянским названием и несуществующий бог
Рeдегаст, еще там разные другие выдуманные боги были, типа
Флинца... но Флинц не прижился, а Рeдегаст вот да...Зацепился как
колючка...
Самая известная западнославянская гонтина, а также и главный
центр культа Свентовита, находилась в Арконе на острове Рюген. В
святилище находился огромных размеров идол. Рядом с гонтиной
находилась конюшня, в которой содержался священный белый конь
Свентовита, участвовавший в племенных гаданиях. В Арконе святилище
служило также для хранения государственной казны, у него имелась и
собственная дружина из 300 всадников.
Слева валы Арконы, справа реконструкция внешнего вида
Арконы
Аркону и ее гонтину описывали разные авторы, например, Саксон
Грамматик в "Деяниях данов"
Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока
и юга огражден природною защитой… с западной стороны защищает его
высокая насыпь в 50 локтей…
Посреди города была площадь, на которой стоял храм из дерева,
изящнейшей работы… Внешняя стена здания выделялась аккуратной
резьбой, грубой и неотделанной, включавшей формы разных вещей. В
ней имелся единственный вход. Сам же храм заключал в себе два
ограждения, из которых внешнее, соединенное со стенами, было
покрыто красной кровлей; внутреннее же, опиравшееся на четыре
колонны, вместо стен имело завесы и ничем не было связано с
внешним, кроме редкого переплета балок.
"Свентовита символизировали разные знаки, в частности, резные
орлы и знамёна, главное из которых называлось Станица… Власть этого
небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской". В самом
храме стоял
большой, превосходящий рост человеческий, кумир, с
четырьмя головами. Культ отправлялся после сбора урожая в два
дня.
Слева статуя верховного бога полабских славян Свентовита в храме
Арконы, по описанию Саксона Грамматика, 1834 г.В центре Световид
[имя непонятное переделали на понятное] , илл. из "Мифологии
славянской и российской" А. С. Кайсарова, 1804 г.Справа:
Волин, Польша. Миниатюрная деревянная скульптура славянского
божества. 9–10 вв. Как видим, люди в 19 веке вообще не представляли
себе, что такое идолы, скорее всего четыре головы означали 4
изображения по бокам столба/колонны, как на идоле из Волина или как
Збручский идол ниже.
Небольшое отступление в связи с возмущением по поводу
Световида.- šventas (древне-прусское — swenta) — священный,
славный. То есть по-русски Свято- и будет, а что еще за
Световид такой?
Согласно "Славянской хронике" Гельмольда
"
Среди множества славянских божеств главным является
Свентовит (Zuantewith), бог земли ранской, так как он — самый
убедительный в ответах. Рядом с ним всех остальных они как бы
полубогами почитают. Поэтому в знак особого уважения они имеют
обыкновение ежегодно приносить ему в жертву человека — христианина,
какого укажет жребий. Из всех славянских земель присылаются
установленные пожертвования на жертвоприношения Свентовиту. С
удивительным почтением относятся славяне к своему божеству, ибо они
не легко приносят клятвы и не терпят, чтобы достоинство его храма
нарушалось даже во время неприятельских нашествий…"
Слева Збручский идол и прорисовка его четырех сторон, справа
священный камень из Арконы, вcтроенный в стену церкви, все, что
осталось от идола. Если посмотреть внимательно на фигуру с рогом на
Збручском идоле, можно предположить, что и идол Свентовита был
чем-то подобным, возможно с 4 богами по 4 сторонам, а не с 1
четырехголовым.
Примечательно, что на территории именно России нечто "похожее", в
смысле четырexликое/четырехголовое, было найдено в 1888 году на
Старорязанском городище во время раскопок фундамента Спасского
собора. Под собором располагалось древнее языческое святилище и там
был найден вертикально стоящий, небольшой обрубок сгнившего дерева,
от верхнего конца которого отпала бронзовая женская фигура в виде
бюста. Это сломаная половина четырхликого идола. К задней ее
стороне, видимо, приставлялась такая же фигурка. Рязань - это
как-бы ближе к хазарам, а не к Балтике (Варяжскому
морю). Впрочем, Збручский идол тоже от варягов далеко Так
что это должно быть что-то общеславянское, просто исполненное в
слегка разных традициях из-за разницы в географии
Бронзовый идол из Старорязанского городища
А так абсолютное большинство найденных на территории России идолов
одноголовые и однолицые
Слева Прусская баба из Ольштына, Польша. В центре Шекснинский
идол—один из экспонатов исторического музея Новгорода Великого,
найден в 1893 г. в районе древнего города Белоозеро. Справа
древнерусский идол конца X в.-середины XI в. из Новгородского музея
заповедника.
Одна голова, одно лицо.
Когда на какую-то территорию приходит новая элита с другой
территории и из относительно другой культурной среды, она приносит
с собой свою собственную культурную элитную составляющую. В
случаe с варягами это однозначно должно было быть что-то
религиозное, какая-то языческая защита и покровительство.
Бог -покровитель дружины, традиции жервоприношений, традиции
культовых сооружений, традиции похорон и погребений, традиции
каких-то обрядов.
И что мы видим?
Именно у русских варягов Перун/Перкунас - это главный бог пруссов
под именем Перкунас и восточных славян под именем Перун, но никак
не западных / балтийских славян.
Гонтин никаких нет, есть капища и те очень поздние - времен князя
Владимира , пытавшегося создать пантеон богов и объединить разные
верования подчиненных Рюриковичам народов.
Капище Перынь под Новгородом. По реконструкции археолога В. В.
Седова
Не получилось у него с идолами, только христианство элиты
объединило, причем в абсолютно теократических балто-славянских
традициях (отличных от германских).
Православие стало основной скрепой для русских элит.
Русский = православный.
Начиная с князя Владимира и заканчивая Петром I.
У германцев при этом после отмежевания от Ватикана в церквях
начался разброд и шатание, кто какую хочет церковь, такую местную и
устраивает. То же самое случилось, когда на российский трон сели
немцы Гольштейн-Готторпские - в конце 19 века некоторые великие
князья официально стали баптистами и начали обсуждать вопросы того,
как бы православие реформировать
Еще раз. Одно из главных отличий славян и балтов от германцев
вообще и скандинавов в частности было то, что славяне и балты
были значительно более теократическими обществами, где языческие
жрецы имели значительно больше власти и влияния чем у германцев.
Это менталитет
Вот что у нас случилось с так называемыми "братьями
славянами"?
Основной ментальный разлом с поляками - "мы католики", при
этом, поскольку поляки достаточно моноэтническая страна, теократия
там в мозгах очень сильна. У них реально была возможность
сесть на русский трон, но вот не сменим веру и все, в результате
Смута и... экономический тупик.
При этом в отличие от поляков абсолютно все немцы меняли
религию вообще без проблем (пока это реально требовалось)
Но это уже совсем другая тема.
В общем, очень далек русский Рюрик от полабских славян.
Религией не вышел и торговыми интересами (Западная Двина и Висла -
это не то же самое, что Одер и Эльба)