О роли фотографии в истории, или Два портрета

топ 100 блогов foto_history27.04.2020 Художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин очень любил Пушкина.
В обширной библиотеке художника, несмотря на переезды, всегда было полное собрание сочинений поэта.
Об этом свидетельствовала его единственная дочь Елена Кузминична (1922-2008)

Да что там говорить, если он даже Ленина на своей картине обложил сочинениями Пушкина со всех сторон -
был у меня про это недавний пост Однажды, 10 лет спустя

А в начале 1930-х годов Петров-Водкин написал портрет Пушкина и ... уничтожил его.

      О роли фотографии в истории, или Два портрета

         
В декабре 2018 года отдел технологических исследований Русского музея вдруг обнаружил,
что под слоем одного из полотен Петрова-Водкина, на котором эскиз картины «Колхозницы», есть ещё один слой.
В 20-х- 30- х годах прошлого века из-за нехватки денег многие художники (и Петров-Водкин в их числе)
часто писали новые картины на своих или чужих использованных холстах.

Над «Колхозницами» художник работал с 1937 и почти до самой смерти в феврале 1939 года.
Но так и не докончил.

О роли фотографии в истории, или Два портрета


Вот этот холст и взяли для подробного изучения технологических приёмов Петрова-Водкина.
Однако когда холст просветили с помощью специальной аппаратуры, то оказалось,
что под фигурами и головами «колхозниц» прячется ... Александр Сергеевич Пушкин!

Это было сенсацией, ведь этот портрет считался утраченным, уничтоженным – самим художником,
об этом и сам Петров-Водкин говорил, каждый раз добавляя, что портрет ему не понравился.

Об этом свидетельствовала и его дочь, мол, отец чуть ли не на глазах у неё разрезал полотно.
А перед этим, даже когда картина была почти завершена, повторял, что с Пушкиным у него «не клеится»...
Ещё в своих воспоминаниях Елена Кузминична говорит, что отец начал картину в Болдине,
потом продолжил в Пушкине, где семье дали квартиру в здании знаменитого Лицея.
Но даже после этого образ поэта «не шёл»...

Дочь описала и картину - какой она успела её увидеть.
"Пушкин сидит на диване, нога протянута, а на ковре валяется смятое письмо, наверное, от Натали"
(от Натали – это только дочкино предположение).

Ещё из воспоминаний дочери.
"Папа говорит: – Нет, это не Пушкин. Пушкин таким не может быть.
И в тот момент, когда он резал, я смотрела на лицо Пушкина и мне показалось, что он ухмыляется.
Я говорю: - Если он такой, то это не Пушкин и нечего расстраиваться"...

По счастью в фонде Всероссийского музея А.С. Пушкина сохранилась фотография той уничтоженной картины,
и она совпадает с описанием Елены Кузминичны.
Кто её сделал, неизвестно, но она есть:

О роли фотографии в истории, или Два портрета


О роли фотографии в истории, или Два портрета


Мало того, в запасниках Пушкинского фонда есть и отрезанная нижняя часть картины с книгами на полу
и брошенным письмом (если это письмо, а не какие-то его записи):

О роли фотографии в истории, или Два портрета


То есть Петров-Водкин просто отрезал нижнюю часть картины, а на оставшейся части холста стал набрасывать «колхозниц»,
а «не изрезал» весь холст на части...
Будет ли восстановлена картина или нет – время покажет.
Но уже получилась целая история с обретённым портретом Пушкина, который, как «рукописи не горят», так и он – не разрезан.

А портрет Пушкина Петров Водкин всё же написал, в 1937 году, называется «Пушкин в Петербурге».
И этот портрет тоже необычный, как будто вся вселенская скорбь у поэта в глазах, через сто лет после смерти:

   О роли фотографии в истории, или Два портрета
   Иллюстрации – из своб. доступа, сайт spb.aif.ru

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В 1532 Женева была веселым городом расположенным на пересечении торговых путей. Она славилась не только ярмарками, но и кабачками, театрами и пышными празднествами. Несмотря на то ...
Наш маленький домик растет, как на дрожжах. Осталось совсем немного времени до окончания строительства. Осталось только оплатить страховку и звать гостей на новоселье. Вечерело... Мы на всякий случай - показали растущему месяцу сторублевку. ...
Сегодня хороший отдых не требует полета в другую страну, ведь здесь можно с легкостью проводить время на хороших курортах, не уступающих по своему качеству услуг и сервиса заграничным. На протяжении нескольких десятилетий огромное количество людей отдают предпочтение отпуску на ...
Вообще-то я люблю тепло. Я даже не против летней жары, надо же летом хорошо прогреть косточки, а то иначе ощущение, что и лета не было. Но плюс 34 в тени - это как-то уже слишком... Но эти наши 34 - оказывается, еще ничего, Гамбург, вон, идет на рекорд - у них 39 с чем-то. Говорят, это ...
Как выглядит "дом-корабль" на Тульской, я полагаю, все хорошо знают. На всякий случай под катом снимок поставлю. А вот так он выглядел в конце 1960-х годов:) Фото кон. 1960-х гг. Лощенко. Вот "дом-корабль" достраивается: Фото нач. 1980-х гг. И. Нагайцева. Вид от Серпуховской ...