О роли фотографии в истории, или Два портрета
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
В обширной библиотеке художника, несмотря на переезды, всегда было полное собрание сочинений поэта.
Об этом свидетельствовала его единственная дочь Елена Кузминична (1922-2008)
Да что там говорить, если он даже Ленина на своей картине обложил сочинениями Пушкина со всех сторон -
был у меня про это недавний пост Однажды, 10 лет спустя
А в начале 1930-х годов Петров-Водкин написал портрет Пушкина и ... уничтожил его.
![О роли фотографии в истории, или Два портрета О роли фотографии в истории, или Два портрета](/images/main/o-roli-fotografii-v-istorii-ili-dva-portreta-124866.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/a_i_z/14810258/295283/295283_original.jpg)
В декабре 2018 года отдел технологических исследований Русского музея вдруг обнаружил,
что под слоем одного из полотен Петрова-Водкина, на котором эскиз картины «Колхозницы», есть ещё один слой.
В 20-х- 30- х годах прошлого века из-за нехватки денег многие художники (и Петров-Водкин в их числе)
часто писали новые картины на своих или чужих использованных холстах.
Над «Колхозницами» художник работал с 1937 и почти до самой смерти в феврале 1939 года.
Но так и не докончил.
![О роли фотографии в истории, или Два портрета О роли фотографии в истории, или Два портрета](/images/main/o-roli-fotografii-v-istorii-ili-dva-portreta-3f882f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/a_i_z/14810258/296491/296491_original.jpg)
Вот этот холст и взяли для подробного изучения технологических приёмов Петрова-Водкина.
Однако когда холст просветили с помощью специальной аппаратуры, то оказалось,
что под фигурами и головами «колхозниц» прячется ... Александр Сергеевич Пушкин!
Это было сенсацией, ведь этот портрет считался утраченным, уничтоженным – самим художником,
об этом и сам Петров-Водкин говорил, каждый раз добавляя, что портрет ему не понравился.
Об этом свидетельствовала и его дочь, мол, отец чуть ли не на глазах у неё разрезал полотно.
А перед этим, даже когда картина была почти завершена, повторял, что с Пушкиным у него «не клеится»...
Ещё в своих воспоминаниях Елена Кузминична говорит, что отец начал картину в Болдине,
потом продолжил в Пушкине, где семье дали квартиру в здании знаменитого Лицея.
Но даже после этого образ поэта «не шёл»...
Дочь описала и картину - какой она успела её увидеть.
"Пушкин сидит на диване, нога протянута, а на ковре валяется смятое письмо, наверное, от Натали"
(от Натали – это только дочкино предположение).
Ещё из воспоминаний дочери.
"Папа говорит: – Нет, это не Пушкин. Пушкин таким не может быть.
И в тот момент, когда он резал, я смотрела на лицо Пушкина и мне показалось, что он ухмыляется.
Я говорю: - Если он такой, то это не Пушкин и нечего расстраиваться"...
По счастью в фонде Всероссийского музея А.С. Пушкина сохранилась фотография той уничтоженной картины,
и она совпадает с описанием Елены Кузминичны.
Кто её сделал, неизвестно, но она есть:
![О роли фотографии в истории, или Два портрета О роли фотографии в истории, или Два портрета](/images/main/o-roli-fotografii-v-istorii-ili-dva-portreta-ed8fe1.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/a_i_z/14810258/295608/295608_original.jpg)
![О роли фотографии в истории, или Два портрета О роли фотографии в истории, или Два портрета](/images/main/o-roli-fotografii-v-istorii-ili-dva-portreta-6f0044.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/a_i_z/14810258/295708/295708_original.jpg)
Мало того, в запасниках Пушкинского фонда есть и отрезанная нижняя часть картины с книгами на полу
и брошенным письмом (если это письмо, а не какие-то его записи):
![О роли фотографии в истории, или Два портрета О роли фотографии в истории, или Два портрета](/images/main/o-roli-fotografii-v-istorii-ili-dva-portreta-41a050.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/a_i_z/14810258/296136/296136_original.jpg)
То есть Петров-Водкин просто отрезал нижнюю часть картины, а на оставшейся части холста стал набрасывать «колхозниц»,
а «не изрезал» весь холст на части...
Будет ли восстановлена картина или нет – время покажет.
Но уже получилась целая история с обретённым портретом Пушкина, который, как «рукописи не горят», так и он – не разрезан.
А портрет Пушкина Петров Водкин всё же написал, в 1937 году, называется «Пушкин в Петербурге».
И этот портрет тоже необычный, как будто вся вселенская скорбь у поэта в глазах, через сто лет после смерти:
![О роли фотографии в истории, или Два портрета О роли фотографии в истории, или Два портрета](/images/main/o-roli-fotografii-v-istorii-ili-dva-portreta-2f0d74.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/a_i_z/14810258/296360/296360_original.jpg)
Иллюстрации – из своб. доступа, сайт spb.aif.ru
|
</> |