О развитии марксизма. Часть - 2.
new_rabochy — 18.02.2022 Часть - 1 - смотри по ссылке https://new-rabochy.livejournal.com/1504426.htmlПишу продолжение, и будет ещё два или три текста. Только не считайте меня графоманом. Просто тема мне представляется важной. Тем более, что после этого покину сообщество, так как, честно говоря, уже невмоготу – в конец задолбала сколовщина. Сначала было смешно, а теперь уже не смешно, а очень-очень грустно. Так позвольте напоследок высказать всё, что считаю нужным.
ПЯТАЯ ГЛАВА.
Да, конечно, для тех, кто только-только подходит к марксизму, его очень упрощённое и в чём-то примитивизированное изложение всё равно полезно. Говорят же детям в ранних классах, что в атоме одни частички кружатся вокруг других частичек, и при этом рисуют их в виде шариков. Ничего страшного, пусть пока так, - когда дети вырастут, они поймут, что на деле всё это бесконечно сложнее.
Да, в этом смысле и позднесоветские учебники принесут пользу, хотя бы как-то введут молодого человека в среду марксистской теории. Когда этот человек достаточно вырастет, освоится в этой среде и окрепнет в общетеоретическом отношении, он сам увидит некоторые позорные умолчания и увёртки в этих учебниках, и у него обязательно возникнут критические претензии к ним, побуждающие искать ответы глубже.
Немного посложнее обстоит дело с мелкобуржуазной замусоренностью сегодняшнего "марксизма". Как начинающему человеку разобраться, где верно, а где нет? - тем более, что чем дальше эти "исказители" стоят от действительного марксизма, тем красивее "упаковка" их теоретического "продукта", тем более радикальной и броской становится его внешняя форма.
Здесь можно надеяться лишь на то, что вобрав в себя и правильное, и неправильное, этот добросовестный товарищ начнёт со временем замечать, что одно противоречит другому и что неизбежно надо выбирать – либо то, либо это.
Изучение марксизма в настоящее время является, таким образом, очень трудным делом. И если заменять серьёзную самостоятельную работу простым участием в пустой интернетовской болтовне радикальствующих путаников, то никакого действительного изучения не произойдёт.
Правильный путь овладения марксизмом, как мне кажется, следующий.
Сначала – неспешное, вдумчивое освоение основ по советским учебникам, - как по раннесоветским, так и (так уж и быть) по позднесоветским.
По мере усвоения – обращение к теоретическим работам Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и прислушивание к дискуссиям о "правильностях" и "неправильностях", - прислушивание спокойное, хладнокровное, пока без окончательных поспешных выводов.
Затем было бы очень полезным делом детально разобраться в попарном противостоянии: марксизма - и буржуазного демократизма; марксизма – и анархизма; большевизма – и меньшевизма; ленинизма – и троцкизма. Очень полезно знать все обвинения буржуазного демократизма, анархизма, меньшевизма и троцкизма в адрес марксистской теории и обязательно – ответы марксистской науки на эти обвинения.
Наконец, на следующем этапе, когда знания достаточно возрастут, можно и нужно подумать о тех новых и очень важных вопросах, которые нам поставила практика ХХ века и продолжает ставить сегодняшний день.
Нарушение такой постепенной последовательности очень затруднит изучение, создаст сумбурную "кашу" в голове, породит мысли о невозможности понять весь этот "хаос идеологического мудрствования" (как выразился о марксизме один не очень умный блогер) и, в конце концов, даже отвратит от дальнейших попыток постичь действительный марксизм.
В самом деле, - я не раз был, например, свидетелем, как приступ к чтению сложных первоисточников без предварительного усвоения основ по относительно простым учебникам показывает читающим лишь непроходимую непонятность классиков марксизма или понятность лишь в некоторых отдельных фрагментах. Так, например, один товарищ в интернете даже возмущённо заявил: "Я прочёл все сорок пять томов Ленина и не нашёл там ничего полезного для себя". Для комментирования этого просто нет никаких слов.
Я уже не говорю о нелепых затеях некоторых сегодняшних пропагандистов сажать "зелёную" молодёжь за идеалистические мудрённости Гегеля без всякой предварительной подготовки (тем более, что всё полезное в Гегеле, имеется в марксистски переработанном, очищенном от идеализма, материалистическом виде).
Или, допустим, вы начнёте с разбора идеологического противостояния различных политических течений. Как вы, без более-менее грамотного усвоения взглядов классиков марксизма, сориентируетесь, чьи аргументы сильнее и правильнее?
Наконец, погружение в массу новых современных проблем теории при совершенно "сыром" представлении о действительном марксизме, неизбежно приведёт лишь к тому, что вы нахватаетесь множество новомодных, ненаучных "блох и вшей" от целой армии паразитирующих на этих проблемах липовых интеллектуалов, о которых кто-то остроумно сказал, что, может быть, у них и высшее образование, но явно без среднего. Вывести потом из своего мозга этих "насекомых" будет очень трудно.
Вот почему для действительного изучения марксизма требуется неспешность, постепенность и расчётливая система.
И наконец, хочу повторить то, что уже говорил когда-то. При изучении марксизма старайтесь подходить к нему, так сказать, математически. Это гуманитарные науки принято преподавать так: учитель излагает готовые мысли – ученики лишь запоминают и потом повторяют. В математике же: 1) та или иная истина выводится и доказывается; 2) доказанная истина обусловливается, то есть указываются строгие пределы, в каких она действительна и вне каких она уже неистинна; 3) из этой доказанной истины выводятся необходимые следствия; 4) добытая истина применяется к практическим решениям тех или иных задач и учащимся прививают навык такого практического применения.
Только такой подход к изучению марксизма даст вам настоящие знания, которые потом никто уже не сможет ни забрать у вас, ни запутать.
ШЕСТАЯ ГЛАВА.
Итак, какие же новые теоретические вопросы поставлены практикой для марксизма?
1. Новые черты современного капитализма.
2. Вопросы, относящиеся к развитию мирового революционного процесса:
- теоретическое осмысливание антиимпериалистических революций: закономерностей их возникновения и протекания, их последовательных этапов, их социальных движущих сил;
- нахождение и теоретическое обоснование способов соединения социалистической революционности с несоциалистическими антиимпериалистическими революционностями;
- теоретическое обобщение опыта народно-демократических движений;
- как частный, но очень важный подраздел этой работы – теоретическое изучение действительного характера Октябрьской революции и всего хода революционных преобразований в СССР.
Уже говорилось о вкладе ленинизма в эти вопросы. Но этот вклад надо рассматривать лишь как начало необходимой разработки этих тем, требующих дальнейшего, ещё более глубокого и широкого осмысления.
3. Вопросы, относящиеся к проблеме мелкой буржуазии, - проблеме, как показала революционная практика, чрезвычайно непростой, чрезвычайно важной и пока очень недостаточно разработанной:
- вопрос о значении состояния мелкобуржуазной части народа для возникновения и продолжения антикапиталистической революции;
- вопрос об основаниях и формах союза пролетариата с мелкобуржуазной частью народа на различных этапах революционных преобразований;
- вопрос о способах переделки мелкобуржуазных слоёв народа и о способах нейтрализации их реставрационных тенденций.
По этой теме так же имеются очень существенные наработки ленинизма, которые могут послужить базой, но всё же тему далеко ещё нельзя считать законченной.
4. Конкретизация вопросов, относящихся к социалистической фазе на разных её этапах:
- конкретные способы и формы осуществления общественной социалистической собственности, социалистической организации экономики, социалистического планирования;
- судьбы товарности при социализме;
- пути создания коммунистической культуры, коммунистической системы образования и воспитания, правильная политика по отношению к интеллигенции;
- правильная организация классовой борьбы при социализме;
- пути перехода к высшей коммунистической фазе.
5. Вопросы марксистской философии применительно к развитию революционного процесса, в частности – как особенно важные:
- законы диалектики применительно к революционной практике;
- природа революционного "скачка", его внутренние закономерности и стадии.
Вот такие вопросы поставлены практикой ХХ века перед марксизмом, - вопросы очень сложные и надлежащим образом ещё не решённые.
(Продолжение - в следующей записи.)