
О раскраске пароходов в военное время и "волчьих стаях"

В своих мемуарах Шеер оставил на тему последних очень важную и интересную информацию:
"Школа подводного плавания обосновалась в Экенферде. Здесь команды новых подводных лодок должны были знакомиться с вооружением лодок и их обслуживанием и особенно — обучаться стрельбе торпедами. Все вновь отстроенные лодки поступали на некоторое время в школу подводного плавания для прохождения предварительной подготовки к предстоявшей им боевой деятельности. Экенфердская бухта, благодаря ее ровным и вместе с тем большим глубинам, была очень удобна для практических погружений лодок. Кроме того, в силу ее отдаленности она очень мало посещалась судами и не была, как Кильская гавань, закрыта заграждениями, проход через которые всегда был связан с потерей времени. В расположенной перед ней Кильской бухте могли производиться учебные атаки в крупном масштабе и в условиях боевой обстановки. Для этой цели инсценировались даже конвои, окружавшиеся, по английскому образцу, соответствующей охраной; применялась также раскраска пароходов, выработанная с течением времени на английских судах для введения в заблуждение наблюдателей у перископов. Этот способ фигурной окраски, при котором применялись самые разнообразные сочетания цветов, имел целью исказить представление как о размерах парохода, так и о направлении его движения с тем, чтобы затруднить стрельбу торпедами". (с)
Этот абзац дает нам два важных нюанса подводной войны в Первую Мировую.
Во-первых, он показывает, как серьезно немцы еще тогда относились к подготовке подводников и как они уже готовили их к нападениям на конвои. С учетом того, что тактика "волчьей стаи" уже была готова в теории уже в ПМВ, Деница уже трудно считать ее полноправным отцом. Он лишь взял имевшиеся наработки. Испытав их на практике в октябре 1939-го Дениц усовершенствовал тактику, убрав из нее момент "руководства на месте", как абсолютно нерабочий, переложив управление с командирской лодки на штаб на берегу. То есть произошла коррекция дествия, так как в Первую Мировую управление группы лодок на конвой возлагалось на большую крейсерскую лодку, которая обнаруживала ордер и стягивала к нему другие лодки.
Во-вторых, камуфляж, как меру ПЛО, придумали англичане. Раскраской парохода они попытались усложить командиру субмарины определять элементы движения цели (ЭДЦ) перед торпедным залпом.При построении торпедного треугольника ошибки в определении ЭДЦ вели к неизбежному промаху.
В общем, все как у поэта - и опыт, сын ошибок трудных.
|
</> |
