О проблемах кинематографа

топ 100 блогов bigdrum18.10.2021 О проблемах кинематографа

Будучи изрядным киноманом, и наблюдая активность в соцсетях по поводу кинематографа, неожиданно пришел к пониманию того, что происходит в отечественном кино. Вот хороший пример.

Поясняю.

Когда я пишу свое "Синемафилическое", я стараюсь подробно анализировать каждый фильм, если конечно, они заслуживают внимания, с моей точки зрения, в данный момент. Отсюда у нас возникли прекрасные рецензии на "Вычислителя", "Видоизмененный углерод", "Дьявол кроется в мелочах" и так далее. То есть - я стараюсь передавать не только свое субъективное впечатление, каковое у меня, как правило, достаточно нейтральное - я испорчен хорошим кино старого советского образца, где реально было интересно. Я стараюсь как-то описывать сильные и слабые стороны фильма, художественную задачу, художественное решение и так далее. Я стараюсь относиться к фильму как к художественному произведению, понимаете? Независимо от происхождения фильма.

Когда и читаю подобные приведенной по ссылке рецензии, то вижу иное.

Да, у Бондарчука не идет "блокбастерство". Да, "Аванпост" достаточно никакой, в плане концовки. Хотя по ходу фильма там и движуха, и герои, и драма какая-то есть, и не факт, что менее качественно прорисованные, нежели во многих "успешных" западных проектах. Концовка там подкачала. Однако это не повод ограничиваться в своем описании фильма грязью.

На самом деле в отечественном кино есть реально сильные картины. И есть множество слабых. Но если мы посмотрим на американский кинематограф, то увидим ту же самую ситуацию. Множество откровенно уебищных фильмов, и некоторое количество интересных, причем множество последних не совпадает с множеством блокбастеров. Отечественный зритель просто очень плохо знаком с западным кинематографом вообще. Он ориентируется на десять-двадцать фильмов, которые стоили в производстве как полет человека на Марс, которые делались как коммерческий проект, и которые стали успешными именно благодаря своим коммерческим качествам, а отнюдь не художественным.

Правильно отпозиционированный на рынке фильм однозначно соберет больше просмотров и больше зрительских симпатий, чем неправильный, понимаете?

Так вот. Отечественный зритель ВЕСЬМА ХРЕНОВО знает западное кино. Он смотрит на коммерческий продукт, который по сумме потребительских свойств соответствует определенным рыночным критериям. И в силу этого - получает успех, и доходит до зрителя, и нравится ему, и получает высокую оценку. Маркетинг. Тот факт, что таких фильмов один процент от выходящих - его не интересует. Он этого не замечает, не анализирует, не понимает сути.

Отечественное кино во всех своих "блокбастерных" проектах провалилось к черту. Нужно это понимать и признавать. Почему? Здесь есть несколько причин.

Первая. Опыт коммерциализации сценария.

На Западе фильмы "под аудиторию" делают изначально. У них не было советского кинематографа, который во всех своих областях стремился к крайней выразительности (чем сильно напоминает французскую и итальянскую художественные школы), в результате чего возникла мощная конкуренция, породившая шедевры. Шедевр - это презентация вкуса, вкус художественный опирается на культуру аудитории, на стереотипы, а аудитория у нас была советская, с примерно ровным уровнем образования, и потому художественные стандарты были ясными и достаточно высокими. Кино в СССР несло идеологическую функцию, и в требованиях к отечественным кинематографистам было делать фильмы осмысленные. Фраза "что хотел сказать автор?" - неминуемая часть любого школьного сочинения, любой рецензии и вообще любой оценки любого художественного произведения в СССР. В силу особенностей проката этот момент был решающим.

Осмысленность и плотная целевая группа задавали высокие стандарты, высокие потому, что в рамках стандартов была очень высокая конкуренция. И получались шедевры.

Западное кино НИКОГДА не воспитывало зрителя. Оно стремилось угодить вкусам. Потому действительно глубокое кино на Западе редко бывало коммерчески успешным. Пример - тот же "Дьявол в деталях". Который на порядок глубже всех "матриц", вместе взятых. Изначальная нацеленность на охват максимальной аудитории, независимо от ее, аудитории, качества - породили ситуацию, когда американское кино начало распространяться по планете, захватывая все новые и новые страны и слои населения. Практически исчезли уникальные художественные школы Франции и Италии, британский кинематограф в глубоком кризисе. Вот кто например смотрел всю "Войну Фойла"? А ведь весь "Джеймс Бонд", если их поставить рядом - он гавно просто, несмотря на великолепного Шона Коннери, по сравнению с "Войной Фойла". "Пуаро Агаты Кристи" с Дэвидом Суше рвет как Тузик тряпку любые современные экранизации на тему Холмса - но почему-то современный зритель сериалы и фильмы про Холмса смотрел, а блестящую работу Дэвида Суше - нет.

Умение угождать зрителю, причем зрителю массовому, опирается не на культурные стереотипы, эстетические чувства и так далее - оно опирается на базовые инстинкты. На сексуальность (мы рассматривали уже "Чужого" с точки зрения метода художественного и выяснили, что это - фильм про сексуальное насилие в своей основе). На агрессию. На страх. И если вот эти вот чувства собрать вместе и подать вместе красиво - то фильм имеет успех, а если там вообще все завязать на безнадегу и тотальное уничтожение (обратите внимание - новая Дюна строится на личной попытке отпрыска Атридесов выжить в условиях, когда его Дом уничтожен, причем именно насилие, в том числе убийство им в поединке человека кочевников задает тренд главного героя), то зритель будет в ахуе и восторге...

Вопрос. Если мы делаем коммерческое кино, да в отечественных условиях, и если мы опираемся именно на инстинктивные факторы, то есть эксплуатируем секс, страх, агрессию - то на какую часть ОТЕЧЕСТВЕННОЙ аудитории мы рассчитываем?

На ту, которая еще сохранила художественный вкус?

На ту, которая живет нормальной жизнью, работает, реализует свои какие-то жизненные планы, интересуется окружающим миром и ходит в кино?

Или на людей, имеющих эмоциональную проблематику, и оттого склонных резонировать со страхом, агрессией и сексуальностью?

Наша аудитория охотно поглощает западные фильмы, потому что получает в основном ЛУЧШИЕ их образцы. А отечественное кино ориентировано на ХУДШЕГО зрителя.

Результат - вот такое вот отношение как зрителя к отечественному кинематографу, так и отечественного кинематографа к нашему зрителю.

Федя Бондарчук с матом "какого хуя этим обезьянам еще блядь надо" делает ПО ВСЕМ ЗАПАДНЫМ КАНОНАМ охуенно дорогой фильм, и рассчитывает получить охуенный результат - но оказывается в гавне с головы до пят. Его поносит лучшая, наиболее подготовленная часть нашей аудитории, которая отмечает художественную вторичность Феди, и которая, ожидая от него чего-то хотя бы отдаленно напоминающего прежние шедевры, обманывается в своих ожиданиях. А худшая часть аудитории, в эстетическом отношении слабая и чаморошная, даже если и повтыкала на сеансе с восторгом - все равно под суггестией авторитетного мнения, что "Человек-хуяк" какой-нибудь круче - тоже его костерит.

На самом деле выход один.

Отечественное кино должно опираться на отечественного зрителя, причем не на массового (что полностью противоречит идее коммерциализации кино), а на нормального эстетически развитого и неглупого зрителя, ждущего от фильма не только красивости, но еще и актерской игры, и смысла. Именно такой зритель вербализует свое мнение и формирует тренд общественного отношения к картине. Именно этот зритель вытягивает рейтинг фильма, и загоняет в кинотеатры ту толпу, которая является коммерчески интересной...

Американский кинематограф создал кинорынок, на котором продается коммерческая программа, понимаете? Перечень маркетинговых приемчиков. Я пересмотрел весь старый Асилум (еще до того, как они серьезно подтянулись по качеству). В старом Асилуме нет художественного качества, зато там присутствуют все клише, характерные для современного западного кино. И вот сочетание с одной стороны, полного набора применяемых при съемках блокбастеров методов, с отвратительной и в большинстве случаев блевотной художественной частью, позволило мне перейти из категории быдлозрителя, коим я когда-то был, в категорию зрителя, способного дать оценку, и оценку объективную художественному произведению.

После Асилума коммерческая часть вызывает у меня блевоту, и потому я сосредотачиваюсь на творческой...

Так вот. Попытка конкурировать на рынке маркетинговых стратегий - она обречена на провал. Потому что мы по определению не можем, как не может ребенок противостоять взрослому, да еще и чемпиону, в таких вот приемчиках. Но зато у нас есть эстетически развитая аудитория, и в силу особенностей конкретно нашего рынка - именно эта аудитория может и должна формировать тренды. А этой аудитории нужно дать художественный уровень, понимаете?

Самые лучшие современные отечественные фильмы не делались, как коммерческое кино, и не претендовали на роль блокбастеров. Та же "Ликвидация" - это живой фильм, сделанный с любовью. "Монах и бес" - менее известен, но поверьте - вы его не забудете. "Улицы разбитых фонарей", "Дальнобойщики" - это очень простые сериалы, но они снимались без коммерциализации в западном смысле этого слова, и там есть актерская игра, настоящая, живая... они выстрелили...

Короче. Хорошая рекомендация отечественным кинематографистам. Забить хуй на западный рынок, в смысле отказаться от ориентации на западного зрителя (тем более что у нас его представляют крайне смутно), и делать СВОЕ кино. Практика показывает, что успешные у нас, у нашего зрителя картины на Западе вызывают интерес. И пусть они не бьют рекорды Аватара по сборам - но имеют твердую репутацию. Не нужно делать кино ради денег, надо делать кино для души.

Если так не понятно, то вот вам художественная репрезентация сказанного мной выше:



Это НАША корова, и МЫ ее доим...

Еще раз. С моей точки зрения, успешный фильм должен опираться не на ИХ зрителя, а на НАШЕГО зрителя.

.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Жила-была Энни Оукли. Родилась она в 1860 году, в штате Огайо, и была шестым ребенком в семье. Когда Энни исполнилось шесть лет, папа ее помер от пневмонии, и в семье наступила нищета. — Детей не сожрешь, а кормить их надо, — здраво рассудила мама, и отдала Энни родственникам. Типа в ...
Количество россиян, попросивших убежища в США, продолжает стремительно расти пятый год подряд. В 2017 финансовом году, который завершился 30 сентября, американские власти получили 2664 запроса на убежище из России, сообщает Radio Free Europe со ссылкой на данные министерства внутренней ...
2018 год: "НАК «Нафтогаз Украины» решила отказаться от компенсации в размере 4,6 млрд долларов, которую компании должен выплатить российская энергетическая корпорация «Газпром», сообщает на своей странице в Facebook коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко. Топ-менеджер «Нафтогаза» ...
Добрый вечер, сообщницы! я совсем новичок в материнстве, поэтому прошу если что не так - не ругать. Не кидайтесь, пожалуйста, тапками, если что-нибудь тут нарушу, просто я никак не могу справиться с трехнедельным младенцем, и меня это вгоняет в ...
С детства помню, как всей семьей каждую зимнюю субботу готовили винегрет. Я, конечно, тусовалась на кухне не ради этого блюда: в баночке с горошком или кукурузой всегда мама ...