Что стоит за "Вызовом"

топ 100 блогов bigdrum07.10.2021 Что стоит за Вызовом

Думал написать этот материал позже, а потом подумал - пуркуа бы, так сказать, и не почему?

Все описанное в этом посте является субъективным мнением меня любимого (как и вообще весь этот журнал), так что не взыщите. Чтобы не обряснуть, так сказать... :)

Итак, "Вызов". Срочная космическая командировка, с минимальной, но интенсивной программой подготовки, и выполнением в космосе сложной работы, требующих профессиональных знаний, которыми не обладают космонавты. Какой круг проблем это поднимает, с чем связано, и вообще - нужно ли это? И при чем тут кино?

Начнем с проблематики (научной) текущего полета. И прежде всего начнем с самой консервативной части - с космонавтов. В нашем случае - с Антона Шкаплерова.

Корабль экспедиции - "Союз" - изначально создавался под экипаж из трех человек, состоящий из профессиональных космонавтов. При этом двое из них участвовали в управлении кораблем. Экспедиции из двух человек были - например на Салют-7. Соответственно, система управления кораблем рассчитана на двух "игроков". В текущем полете у нас "игрок" один, система управления специально модернизирована. Что это значит?

Антон Шкаплеров должен освоить ДВЕ РАЗНЫЕ системы управлений. Более того, Олег Новицкий, который будет возвращать экспедицию на землю, тоже должен буде пилотировать корабль с модифицированной системой управления. Это - весьма серьезная задача, это весьма серьезные трудности, которые можно почувствовать, пересев с автомобиля с АКПП на авто с механикой. Система подготовки космонавтов включает в себя многочасовые тренировки в корабле, и человек привыкает к расположению органов управления и индикаторов, у него формируются навыки исполнения конкретных операций. Соответственно, при изменении системы управления это как бы причиняет дополнительные неудобства. Насколько эти неудобства преодолимы, и как эргономически решить систему управления так, чтобы она позволяла космонавту с минимальными издержками пилотировать разные корабли - это серьезная задача, причем не только практическая, но и научная, связанная с психологией инженерной (операторской) деятельности, и она влияет на систему подготовки космонавтов в целом.

Уже "пиарная киношная экспедиция" перестает выглядеть, как пустая трата бабла, верно?

Олег Новицкий за время работы экспедиции должен не только исполнять свои функции на станции, но еще и присидеться, освоить систему управления "киношного" корабля. Фактически речь идет о работе по быстрому переучиванию космонавта с матчасти на матчасть - да еще и в условиях космоса. Что превращает данную часть работы "Вызова" во вдвойне интересную и важную серьезную космическую задачу.

Далее, существуют вопросы психологической совместимости экипажа, взаимодействия (чувства локтя), элементарного человеческого доверия. В истории космонавтики уже были ситуации, в которых космонавты улетали на одном корабле, а возвращались - на другом, с иным составом экипажа. Однако нужно понимать, что все они были профессионалами, у них у всех одинаковые стандарты взаимодействия при выполнении операций, и в случае психологических проблем они могут, что называется, взять нервы в кулачок, и перетерпеть какое-то время. Наконец, они просто уверены в профессионализме находящихся рядом людей, и потому фактор стресса для них минимизирован. Однако вся эта подготовка в составе экипажа (группы) перестает работать, если ты один профессионал, а рядом люди, не имеющие отношения к космосу. Это еще задача, причем задача профессиональная, задача психологической подготовки.

В ресурсном отношении, если говорить о психологическом ресурсе - работа экспедиции "Вызов" очень напряженная и сложная, причем именно в рамках космической науки.

Далее. На станции сейчас люди разных национальностей, готовившиеся по разным программам. Описанный выше вариант чисто профессиональной коммуникации, в случае психологических проблем - у них нарабатывался годами. И на самом деле в космическом коллективе очень непростые, с земной точки зрения, отношений. Не сложные в смысле сопливых драм или дебильных детективов, а структурно сложные. Отношения, в которых самодисциплина каждого, общая дисциплина всех играют очень большое значение. До того, чтобы именно терпеть друг друга, не доходит - но моменты психологического напряжения в коммуникации есть, и существуют методы компенсации этого напряжения, отличные от привычных нам на Земле, которые нарабатываются годами и поддерживаются любовью к профессии и самоотдачей каждого.

И вот в этой вот сложной коммуникационной схеме появляются новые люди, неподготовленные психологически к таком общению, да еще и люди экспрессивные по натуре (артисты). И если Шипенко, как мужчина, сдержан, то Пересильд - "зажигалочка". Реакция коллектива на такой провоцирующий психологический фактор, способность космонавтов (всех без исключения) выдержать такое испытание, изменения в психологии коллектива - в общем, это тоже отдельный кусок работы. Причем работы именно в космической отрасли и космической науке.

Центр подготовки и Институт космической медицины отхватили жирный кусок работы, вам не кажется?

Дальше. Переходим непосредственно к артистам.

Невесомость, замкнутое пространство с постоянным шумом от вентиляции, постоянным светом, постоянной циркуляцией воздуха (сквозняком)... Это - текущие условия работы в космосе. Космонавты тренируются годами, чтобы адаптироваться к этой уникальной совокупности факторов. Мировая наука знает, как обучить и адаптировать человека к этому, но - постепенно, плюс в результате строгого отбора. Некоторые космонавты так и не летят в космос, уходя из отряда - в том числе по причине неспособности к адаптации.

Существует разница между постепенной длительной адаптацией, с перерывами между "сеансами", и вот таким вот погружением в стрессогенные факторы, без возможности сделать паузу.

Разница в динамике адаптационных процессов - она есть, и она играет свою роль. Исследование вот такого вот варианта "неожиданного погружения", исследование динамики происходящих процессов - это крайне важно.

Вы можете мне сказать, что космический туризм, мол, эти вещи давным-давно продемонстрировал. Но я вам возражу. Потому что на самом деле подготовка космического туриста - она более длительная. Это раз. И во-вторых, космический турист ничего не делает в космосе. Берет бутерброд (условно), залазит в "Купол" и втыкает до посинения на пейзаж красоты. Вот и вся его активность. Однако команда "Вызова" должна не просто просидеть там время, за которое заплачено - она должна делать работу. Заниматься делом. Заниматься профессионально, на уровне и результативно.

А это совершенно иной коленкор...

В детстве я листал вот такую вот книжку:

Что стоит за Вызовом

Если у вас будет возможность - загляните внутрь. Попробуйте почитать. Оно того стоит. :)

Условия пребывания в космосе накладывают огромный отпечаток на профессиональную деятельность. Условно говоря, всякая профессиональная деятельность - она базируется на массе навыков, которые мы не осознаем. А в космосе они перестают работать. В космосе ты, условно говоря, учишься ходить заново. И все то, что мы говорили о психологической адаптации (постепенная тренировка vs полное погружение) - оно справедливо и здесь. Космические державы потратили годы, чтобы понять, сможет ли человек работать в космосе, и если сможет - то как именно. Огромные суммы, огромные усилия и колоссальный объем исследований. И все это для того, чтобы сегодня космонавты, в которых вложено очень много - смогли закрутить гайку в открытом космосе...

Задача по занятию профессиональной деятельностью в условиях космического полета для неподготовленного человека, который к тому же находится в крайне нестандартной адаптационной динамике, и это не изменить в разумные сроки никак - это такой кусок работы, я вам скажу, что я даже не представляю, как к этому подойти...

Фильм. Почему фильм? Очень просто.

Фильм - это профессиональная деятельность. Съемки фильма, в тех условиях, которые там - наименее затрагивают экипаж и станцию. Вот если бы на станцию полетел инженер, который там должен был бы ковырять какую-то важную систему - в силу вышеописанного это было бы стремно. А вот съемки фильма - они наименее затрагивают МКС, они наиболее безопасны для станции и экипажа, и в качестве модельной ситуации по ведению профессиональной деятельности неподготовленными людьми, оказавшимися в космосе - полностью соответствуют критериям исследования.

Хочу вспомнить еще одну прекрасную книгу. Аркадий и Борис Стругацкие, "Страна багровых туч". Книга написана об Алексее Быкове, водителе гусеничных вездеходов, который был отправлен на Венеру в экспедицию с целью обеспечить работу космонавтов своими навыками. У Стругацких очень хорошее и точное воображение, и к тому же - они не профессионалы ни в космонавтике, ни в смысле литературы (тогда были). И они очень красиво и точно воспроизвели состояние Быкова в момент, когда он узнал о назначении, когда готовился, и особенно - в момент взлета корабля там интересно почитать. АБС воспроизвели красивейшую картину панической атаки - просто на загляденье. Им ничего не мешало поставить себя на его место - и онни честно описали все, что чувствовали.

Так вот. Сегодня там, наверху, двое людей пытаются заниматься своей профессиональной деятельностью в непривычных и необычных условиях, и еще один человек как минимум - Антон Шкаплеров - пытается играть в фильме, то есть - занимается непривычной профессиональной деятельностью в привычных, но необычных условиях...

Еще раз - полистайте книжку по профессиональной подготовке космонавтов, просто чтобы получить представление о том, что это такое...

Еще один фактор.

Отчеты.

Космонавты - они летуны, причем летуны (в широком смысле) сильно "двинутые". Летчики могут промолчать на медкомиссии о чем-то, что не считают существенным. Космонавты (и такие случаи были) "перемалчивали" ситуации, чтобы не беспокоить Землю. Наши киношники - это люди свежие, и сейчас на Земле получают материал, который раньше было сложно достать, и достать вовремя, "по свежаку". Вот сегодня была медицинская консультация приватного порядка - это бесценный научный материал, и это уровень самоотчета и личной честности, которого раньше не было. Медицина на Земле просто воет от восторга.

В компании терминаторов появились живые люди, и честно рассказывают, где у них чешется...

:)

Я думаю, всего вышеописанного уже достаточно, чтобы понять всю серьезность экспедиции, причем серьезность настоящую, космическую, научную и практическую. Космос - это всегда сложно, и это всегда очень много факторов, которые мы на Земле не замечаем.

А теперь о том, зачем все это нужно.

У АБС в "Стране багровых туч" было понятно - экспедиции нужен "специалист по пустыням". Я вот даже отрывок вам приведу:

– Я не понял, – не дождавшись ответа Краюхина, вмешался Юрковский, – что значит «с питанием от местных ресурсов»? Так, кажется, там написано?

– Это значит, Владимир Сергеевич, что источник энергии для маяка вам придется отыскивать там, на месте, – сказал Краюхин. – Впрочем, я думаю, для наших техников этот вопрос ясен, так?

Крутиков торопливо закивал, а Спицын проговорил, улыбаясь:

– Это-то понятно… Радиоэлементы, если Голконда хоть вполовину так богата активными веществами, как говорят, или термоэлементы… Но… Да что говорить! Приказ есть приказ.

– Одно дело – приказать, другое дело – выполнять, – хмуро пробормотал Юрковский. – Во всяком случае, следовало бы этот пункт предварительно согласовать с нами, а потом уже отдавать в приказе.

«Почему Краюхин не оборвет этого распустившегося пижона?» – сердито подумал Быков.

Прямой, как разрез бритвой, рот Краюхина растянулся в насмешливую улыбку:

– Вам кажется, Владимир Сергеевич, что экспедиции это не под силу?

– Не в этом дело…

– Конечно, не в этом! – резко сказал Краюхин. – Конечно, не в этом! Дело лишь в том, что из восьми кораблей, брошенных на Венеру за последние двадцать лет, шесть разбилось о скалы. Дело лишь в том, что «Хиус» посылается не только… и не столько ради ваших геологических восторгов, Владимир Сергеевич. Дело лишь в том, что вслед за вами пойдут другие… десятки других, сотни других. Венеру… Голконду оставлять без ориентиров больше нельзя. Нельзя, черт побери! Или там будут надежные автоматические маяки, или мы будем вечно посылать людей почти на верную гибель. Неужели это, так сказать, непонятно вам, Владимир Сергеевич?

Он закашлялся, отбросил папиросу и вытер платком лысину. Юрковский, мгновенно ставший пунцовым, смотрел в сторону. Все молчали. Дауге подтолкнул Быкова локтем:

– Вот так нашего брата из высоких эмпиреев стаскивают на землю.

– Погоди, Иоганыч! – досадливо прошептал Быков. – Дай послушать.

Он все еще плохо представлял себе замысел и средства экспедиции. Кучке людей, бредущей по зыбучим пескам, становилось все труднее и труднее. Теперь им приходилось тащить на себе тяжелые металлические фермы и диковинные аппараты, похожие на пятиногих черепах… Пока было ясно, что по крайней мере одна высадка на Венере все же прошла удачно. Высадка экспедиции Мехти – Ермакова. Урановая Голконда не была мифом.

– …Полагаю, нам не придется менять расчеты перелета? – спросил Ермаков.

– Нет, расчеты не меняются. Михаилу Антоновичу следует ориентироваться на старт пятнадцатого-восемнадцатого августа.

Штурман Крутиков заулыбался, закивал головой.

– У меня есть еще один вопрос, – неожиданно сказал Юрковский.

– Пожалуйста, Владимир Сергеевич.

– Мне не совсем понятна роль товарища… э-э… Быкова в нашей экспедиции. Я нисколько не сомневаюсь в его… э-э… отменных качествах, как физических, так и духовных, но я хотел бы еще знать его специальность и его задачу.

Быков затаил дыхание.

– Вам известно, – медленно сказал Краюхин, – что экспедиции придется работать в обстановке пустыни. А товарищ Быков хорошо знает пустыню.

– Хм… Я думал, что он специалист по посадочным площадкам. Ведь и Дауге, надо думать, знает пустыню не хуже.

– Дауге знает пустыню гораздо хуже! – сердито вмешался Григорий Иоганнович. – Значительно хуже. Упомянутый Дауге сел в калошу в самых прозаических барханах Гоби, и если бы не Быков… Ты не знаешь Быкова, Володя, и не знаешь пустыни. Не все пустыни такие же, как на Большом Сырте.

Краюхин спокойно дождался, пока Дауге умолк, и закончил:

– Кроме того, Алексей Петрович – прекрасный инженер, химик-радиолог и водитель.

Юрковский пожал плечами:

– Не поймите меня дурно. Я ничего не имею против инженера Быкова. Но должен же я знать обязанности своего товарища по экспедиции! Вот теперь я знаю: специалист по пустыням.

Быков стиснул зубы и промолчал. Но Краюхин, сердито уставившись на Юрковского круглыми глазами, прогудел:

– Поправьте меня, если я ошибаюсь, Владимир Сергеевич. Кажется, это у вас пять лет назад в бытность вашу на Марсе рассыпалась гусеница у танкетки, не правда ли? И вы с Хлебниковым тащились пешком пятьдесят километров, потому что так и не сумели ее починить…

Юрковский вскочил и хотел что-то возразить, но Краюхин продолжал:

– И в конце концов, дело даже не в этом. Инженер Быков введен в состав экспедиции, помимо всего прочего, еще и за те, так сказать, отменные физические и духовные качества, в которых вы, по собственным вашим словам, не сомневаетесь. Это человек, на которого вы, Владимир Сергеевич, сможете положиться в критический момент. А такие моменты там будут, обещаю вам! Что же касается его знаний, то будьте уверены, в своей области их у него не меньше, чем у вас в своей.


Ребята, космонавты - это такие особенные люди, которые одинаково плохо делают практически все.

Да, вы не ослышались - одинаково плохо.

Они плохо крутят гайки, они плохо паяют паяльником и сверлят сверлом, они плохо разбираются в куче вещей. Они хорошо делают только то, что кроме них сделать некому. Как говорил Джанибеков - "стыковка - моя профессия". Однако объем задач и проблем, которые стоят перед космонавтами в их работе, не позволяют им разбираться в физике лучше физиков, в химии - лучше химиков и так далее. К примеру, однажды наш космонавт починил кондиционер на Шаттле, при том, что американцам даже в голову не пришло, что это можно сделать, но я сомневаюсь, что на Земле он может составить конкуренцию мастеру по ремонту кондиционеров...

Если человечество хочет выйти в космос по-настоящему, то оно не может полагаться на людей, которые одинаково плохо делают многие виды работы. Ему потребуются "специалисты по пустыням". Геологи, минерологи, врачи, строители, инженеры... Ему потребуются люди, для которых именно это, а вовсе не космонавтика, является главным делом жизни. И значит - им потребуются командировки в космос. С минимальной подготовкой, потому что на полную программу ресурсов просто не хватит. С максимальной продуктивностью работы - потому что это очень дорогое и затратное удовольствие. Через несколько десятков лет это станет обыденным, но начинается это сейчас. Мы это наблюдаем прямо сейчас.

Недавно был снят фильм "Время первых", о выходе в открытый космос Леонова. Фильм ругали, и там есть, к чему прицепиться - но на самом деле фильм не так плох, как мог бы быть... :) Так вот. Сегодня там, на орбите - время первых.

Просто Леонов вышел в открытый космос (и чуть не убился при этом), Армстронг ступил на Луну (и быстро оттуда улетел), а экипаж Шкаплерова, Шипунова и Пересильд приступил к отработке следующего этапа космической экспансии человека.

Ребята-киношники, на самом деле - они как Гагарин или как Леонов, просто у них свои задачи, сложные интересные и важные. Но это - реальные, перспективные задачи и они их отрабатывают, как настоящие космонавты-испытатели.

Хотя почему "как"? Они и есть настоящие космонавты-испытатели.

Они Первые.



.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Очень часто происходят какие-то ужасные и необъяснимые вещи. Настоящая жесть, даже не суть, что избита блокаднице, речь идет о пожилом и беззащитном человеке. В частности, у неё диагностировали закрытую травму грудной клетки, ушибы мягких тканей грудной клетки, подкожную гематому лица, п ...
Привет Галчата! Скоро пора уплаты транспортного налога и многие из вас получили требования о его уплате. Посмотрите на них внимательно: при внимательном рассмотрении некоторые могут заметить, что несмотря на пробег и износ своих железных коней за последний год мощность их двигателей чудес ...
Новороссия Донецкая народная республика Славянск Краматорск Макеевка Мариуполь Луганск Одесса Киев Украина Хунта Мир Белоруссия Россия Хроники за предыдущие дни и записи на ...
Организация гитлерюгенд была основана 3—4 июля 1926 года в Веймаре как национал-социалистическое молодёжное движение. В последние годы Веймарской республики гитлерюгенд внёс свой вклад в эскалацию насилия на улицах немецких городов... История любит повторяться... Министерство ...
Последнее время (ну как последнее ... годик наверное уже) постоянно идут разговоры, споры, скандалы о работе редакторов ТОПа ЖЖ. Как нам заявлялось редактора нужны для того, чтобы в распределять статьи по рубрикам и и не допускать в ТОП ЖЖ копипасту например. Метод конечно спорный, но ...