О прибавочном продукте.
new_rabochy — 12.03.2023Начнем с того, что такое прибавочный продукт. Прибавочный продукт - эта та часть общественного продукта, которая производится сверх необходимого для поддержания производства продукта. Чтобы привести простой пример, предлагаю представить человека, занимающегося фермерством. Часть произведенного урожая он потребляет сам, часть должен обменять на необходимые для хозяйства и собственной жизнедеятельности предметы. Эта часть производимого им продукта - необходимый продукт. Оставшиеся же излишки урожая представляют собой прибавочный продукт.
Количество произведенного прибавочного продукта напрямую зависит от производительности труда. В первобытном обществе с его примитивными орудиями труда, производство прибавочного продукта находилось почти на нуле и зависело от стечения благоприятных обстоятельств. Все что община добывала охотой, рыбалкой и собирательством, она сама же потребляла. Излишки оставались редко, и потреблялись в неблагоприятные для племени времена. Соответственно, обмен прибавочного продукта между общинами практически не производился.
Постепенно производительные силы развивались, было изобретено колесо, выплавка металлов, были одомашнены животные. Количество прибавочного продукта резко выросло, появилась возможность его накапливать и обменивать. Началось расслоение на более и менее состоятельных членов общества. Более богатые члены общества получили возможность эксплуатировать более бедных, оплачивая прибавочным продуктом наемный труд, и тем самым присваивая еще больше прибавочного продукта. Более того, с помощью прибавочного продукта или его денежного эквивалента можно было оплачивать услуги вооруженной силы, и с ее помощью обращать людей в рабство, чего не могло происходить в более ранний период, когда человек своим трудом мог прокормить только себя, но не другого человека.
Имущественное расслоение общества усугблялось общественным разделением труда. Если ранее это разделение проходило только по половому признаку - мужчины охотились и воевали, женщины занимались собирательством и домашним хозяйством - то теперь появились новые виды деятельности: скотовод, земледелец, торговец, кузнец, воин и так далее. Некогда единое общество начало распадаться на остро конфликтующие социальные классы. Чтобы сохранять свой высокий социальный статус, определенный уровнем присвоения прибавочного продукта, правящий класс все больше обращался к вооруженной силе и установлениюх законов и институтов, защищавших принадлежавшую ему собственность. Так зарождались государство и частная собственность.
Как и кем производится прибавочный продукт? Либеральная политэкономия предполагает, что весь продукт производится за счет вложений, который сделал в производство капиталист. Однако еще Маркс в "Капитале" показал, что вложения капиталиста в производство (в средства производства, в рабочую силу, в расходные материалы) составляют лишь малую часть стоимости продукта. Остальное - т.е. весь прибавочный продукт - создается исключительно прибавочным трудом рабочего. Как метко заметил Фридрих Энгельс в "Анти-Дюринге", если бы капиталисту вздумалось продавать прибавочный продукт по себестоимости, ему пришлось бы раздавать его даром. Прибавочный продукт - эта та часть продукта, которая не стоит капиталисту ничего, поскольку капиталист по сути отбирает ее у рабочих, пользуясь данным ему государством правом частной собственности на весь произведенный наемным трудом продукт. В рамках капиталистической системы прибавочный продукт выступает в качестве материального носителя прибавочной стоимости, создание и накопление которой служат целью и движущим мотивом деятельности капиталистов.
В качестве примера - скажем, когда вы покупаете холодильник, лишь небольшая часть стоимости этого холодильника отражает затраты на его производство и реализацию. Большая же часть стоимости отражает вложенный в создание этого холодильника труд. Однако купив холодильник, вы не компенсируете затраты труда рабочих, а только создадите прибыль капиталиста, которая суть есть неоплаченный труд наемных рабочих, создающих прибавочный продукт.
|
</> |