О переменах в мышлении

Тогда эта мысль не вызвала у меня возражений. "Были крестьяне в лаптях, сохи и блохи, стали рабочие в туфлях, образование, науки, узкие брюки".
Сейчас мне странно вспоминать об этом, поскольку стало очевидно, что модернизацию страна проходила при Николае Втором. А при большевиках началась не модернизация и даже не архаизация, но примитивизация, упрощение страны до уровня способностей системы управления, выстроенной в рамках концепции отрицательного отбора управленцев. Некоторые же элементы общества модерна прилагались к заимствованным у капиталистов производственным цепочкам, а не складывались естественно по мере развития страны. Модерн в СССР был таким же чужеродным элементом, как построенная колонизаторами железная дорога в стране дикарей. Уберите иностранное влияние, и рельсы там зарастут джунглями. Именно этим объясняется столь лëгкий переход брежневского руководства от стратегии развития науки и промышленности к стратегии эксплуатации полезных ископаемых. Внешний заказчик изменил заказ, на смену железной дороге пришли плантации бананов. А своë общество? А его не было, своего общества, нет его и сейчас. Складывавшееся в последние десятилетия существования Российской Империи общество модерна при большевиках было разрушено, упрощено до казарменного уровня, необходимые обществу модерна гражданские институты оказались уничтожены, осталась "голая" приказнáя схема. По сравнению с советской системой даже самые архаичные общества выглядят вершинами сложности и уравновешенности. Советский социализм отличался от обществ модерна как механическое пианино от симфонического оркестра.
Я уже давно не слышал утверждений, построенных на описании советского общества как модернового, а ведь когда-то это было общее место. За двадцать лет мы прошли некоторый путь в осознании реальности. Пойдëм и дальше. Подозреваю, что нас ждёт немало интересного.
|
</> |