О нумерации

При слове «мафия» воображение рисует босса в полутёмной комнате за плотными занавесками, пикапы с оружием и пакеты с наркотиками. Но это всё прошлый век — опасно, хлопотно и противоречит Уголовному кодексу. Будь жив сегодня дон Корлеоне, он бы стал... издавать школьные учебники.
Кажется смешным? А между тем, ничего смешного. Смотрите сами.
Допустим, мы вправду за образование, импортозамещение, вставание с колен и всё такое. Нанимаем умника, и пусть он напишет хороший учебник. Действительно хороший, без дураков. Заплатим ему... ну пусть даже миллион — не жалко.
Теперь издаём этот учебник.
Это был [censored: огромный] тираж:
Двадцать тысяч — не сраная тыщица!
Ну а правда — учебник-то нужен не тонкой прослойке таких же умников, а сотням тысяч школьников по всей стране. Profit!
При чём тут мафия? — спросите вы. Следите, как говорится, за руками.
На следующий год нанимаем того же самого умника, но уже не на миллион, а на маленький разовый подряд. «Хороший учебник, — говорим мы ему, — но задач маловато! Надо бы хотя бы ещё по паре-тройке задач на каждую тему!»
Умник старается, составляет задачи, получает заслуженный гонорар. А мы вставляем эти задачи в учебник. Но не в конец списка, а в середину ближе к началу. Вся нумерация едет, номер по новому задачнику никак не связан с номером по старому задачнику — и всё повторяется. Новый тираж с гарантированным сбытом.
Главное, что тот, кто это провернул, — не бандит, не убийца, не торговец смертью, а респектабельный делец, практически меценат и борец за народное образование. Всё как мечтал дон Вито...
* * *
А теперь давайте поиграем, будто и правда необходимо каждый год добавлять новые задачи в середину списка, но мы не мафиози, а добросовестные предприниматели с горячим сердцем и чистыми руками. Поэтому нам важно сохранить обратную совместимость.
Я вижу два решения, и оба плохие.
Первое — писать в скобках нумерацию по старому изданию.
Теоретически можно будет найти нужную задачу, но очень скоро номер будет выглядеть примерно так: 285 (1-283; 2-282; 3-282; 4-280). Так себе эстетика, прямо скажем.
Второй способ — изначально нумеровать задачи не подряд, а скажем, с интервалом 10.
Кто сказал «как в Бейсике»? Да, именно так. И если, например, надо вставить задачу между 280 и 290, просто даём ей номер 285. Обратная совместимость сохранена, но нумерация с дырками с точки зрения эстетики тоже не очень-то хороша, хотя и лучше, чем предыдущее решение.
А какие ещё возможны варианты?
|
</> |