О недостатках волшебной палочки
palaman — 21.12.2023 Верующий - не тот, кто думает, что Богу всё возможно,но тот кто верует, что получит от Него всё, чего просит.
(Иоанн Лествичник)
> А вот тут вопрос - просит ли человек у Бога то, что угодно Ему и сообразно Его воле? Бог ведь волен и не исполнить просьбу по своему усмотрению и замыслу, хотя человек в это исполнение веровал. А вот то, что Ему всё возможно - это как раз очевидно.
Да, что Богу всё возможно — это очевидно, что называется, по определению. Если богу что-то невозможно, значит тебе попался какой-то не Тот бог.
Но если тебе что-то нужно, а ты при этом допускаешь, что Бог может и не исполнить твою просьбу, значит ты ещё не поверил, что Бог благ. Ведь смысл-то Православной веры в том, что Бог стал человеком, а значит Он человечен. А человечность состоит в том и состоит: просящему у тебя дай.
> Бывают более сложные подходы. Я могу сомневаться, что то, что я впрямую прошу и есть благо, ведь мне не дано видеть всё в его многообразии. Также, как иногда явление, которое нам кажется наказанием, оказывается благом. Например, заболел, зато благодаря этому не погиб...
Именно так. И получивший хоть сколько-то опыта реального общения с Всевышним всегда готов к неожиданным поворотам сюжета.
Что нам кажется нужным, далеко не всегда нам на самом деле нужно. Человек начинает понимать, что молитва к Богу намного лучше, чем волшебная палочка, потому что Бог в Своих делах исходит из неведомого нам будущего, а палочка действует слепо и в итоге наносит вред нам же самим.
Это первый этап обретения настоящей веры: человек мало-помалу начинает доверять Богу больше, чем самому себе. По мере того, как он утрачивает самоуверенность, он приобретает глубокую уверенность в будущем — одно с другим неразрывно связано. Уверенность в будущем это проявление веры в Бога. А самоуверенность слепа, так как исходит лишь из опыта прошлого, и в будущем её ждут неприятные сюрпризы.
На следующем этапе человек начинает понимать, что ему нужно на самом деле — вот тут-то и возникает та настоящая вера, о которой говорит Лествичник: утративший самоуверенность человек получает в ответ начатки настоящего самопознания, и теперь он уже уверен, что если ему что-то действительно нужно, то Бог непременно даст ему всё, что он попросит. Просто потому, что теперь он не столько просит, сколько вопрошает Бога, стараясь понять Его замысел.
Это деление на этапы важно вот почему. Что хорошо и полезно на одном этапе, может оказаться бесполезным и даже вредным на другом. Для нас, новичков в Православии, поначалу полезно просить Бога обо всём, что нам хочется, как это делают дети, не разбирая, что нам нужно на самом деле, потому что мы пока не способны это различать, так как наша естественная способность к самопознанию омрачена грехом. При этом важно понимать, что Бог — не волшебная палочка, и Он на наши просьбы как правило отвечает, а не просто исполняет их (хотя иногда и просто — берёт и исполняет).
Со временем новичок начинает понимать, что общение с Богом само по себе великая ценность — и получить от Бога ответ важнее, чем получить просимое, потому что более всего остального нам не хватает знания и самопознания. Истинное самопознание называется смирением, и когда батюшки в храмах говорят о смирении, они говорит именно об этом: об истинном самопознании.
А далее человек, проходя этап этап за этапом, наконец достигает Цели, о которой Апостол Павел говорит: "Если я имею всю веру, так что и горы могу словом переставлять, любви же не имею — нет мне в том никакой пользы". Потому что вера это ещё не любовь, а смысл и цель Православия в любви. Вера, даже настоящая вера, это лишь путь к любви.
> Отдельно отмечу, что это очень глубоко перекликается с теми, кто даёт ровно то, что просишь, но при этом оно потом бьёт в обратку с издёвкой. Прям диаметрально противоположные явления.
"Обезьянья лапа"
Классическая история про исполнение желаний, просит кто-то у джина вечную жизнь — и джин превращает его в камень.
См. также Ступени духовной жизни в Православии
|
</> |