О насущном и вечном

топ 100 блогов artyom_ferrier10.11.2025

Заезжал виконт Алексей Артёмович.

Пожаловался: «Сейчас с кем бы из наших и о чём бы ни заговорить, через пару «ходов» всё сводится к эссе на тему: «Как нам обустроить Россию или Роль плутония в ландшафтном дизайне».

«Наши» - имеются в виду наши, «корпоративные» детишки, его бывшие однокласснички и подобное.

И они, понятно, сейчас настроены довольно мрачно.

Да, мы все живём в России, большей частью, но у многих настроение нынче такое, что лучше б данная часть суши ушла на дно морское.

Я, впрочем, стараюсь, как могу, вдохнуть в них свой оптимизм, убеждая, что «ассирийская империя была ещё большая дрянь, но вот как-то обошлось без потопа… в смысле, потоп был — но раньше».

Уверен ли я сам, что ассирийская империя действительно большая дрянь, чем путинская Россия? Ну, скажем так, она была однозначно более брутальна, но — вряд ли гнусней, поскольку по степени гнусности с нынешним кремлёвским режимом вообще мало что сравнится в истории. Но у него есть то неоспоримое достоинство, что это всё же как бы эрзац-государство, макет из папье-маше, который, конечно, портит вид из окна своей мерзостью, портит и воздух своим смрадом, но окно можно закрыть и зашторить, а когда всякие верноподданные слизни из этого болотища пытаются проползти в твой дом — встречать из живительным напалмом, благо, они, в сущности своей, тупы, трусливы и беспонтовы.

Разумеется, всё же немножко не та атмосфера, которая могла бы радовать умственно и нравственно здоровых молодых людей.

Но Лёшка старается находить отдушину в философии.

Говорит: «А хочется всё же думать о вечном… Вот я как-то ещё в детстве задумался над таким вопросом… Скажем, является персонажу Дьявол и предлагает всякие ништяки по жизни сей в обмен на бессмертную душу, когда она отлетит в вечность. И тот соглашается. Так вот, думал я, какой резон Дьяволу выполнять свою часть сделки? Ведь душа — уже(!) его. Она — должна быть погублена с того самого момента, как чел согласился её уступить. Её — уже нет. Ну, это как благочестие девицы, публикующей на развратном сайте своё объявление: «Классика двести долларов, минет сто, анал триста», или что-то вроде. Может, она и не сыщет клиентов, может, у неё и не дойдёт до дела — но тем более вряд ли дойдёт у неё до трудоустройства учительницей младших классов, если школьной администрации попадётся на глаза её прейскурант».

Спрашиваю: «А что бы ты хотел от Дьявола? Чтобы он обещал золотые горы — и сразу же кидал? Сразу же уволакивал к себе в пекло под тем предлогом, что душа всё равно уже его?»

Лёшка: «Ну, в детстве мне это казалось «дьявольски логичным». Зачем Сатане напрягаться, исполняя чьи-то дурные прихоти, когда он уже и так обеспечил себе право владения заблудшей душой?»

«Но потом, - говорит, - я понял, что Дьявол всё же умеет мыслить стратегически и играть вдолгую, заботясь о своей деловой репутации. Действительно, ведь его интерес — не в том, чтобы получить одну отдельно взятую душу здесь и сейчас, а в том, чтобы поставить это дело на поток. А значит, люди должны видеть некие плоды такой сделки и находить их заманчивыми. Скажем, живёт некий богатей, и всё у него ладится, в делах фортуна необычайно улыбчивая, золото к рукам так и липнет, и власть имущие к нему благоволят, и все беды стороной обходят. Понятно, про него поговаривают, что это неспроста, что, значит, продал он душу Дьяволу за свою-то удачу — и сидеть ему, верно, в котле на том свете. Но поскольку христианский бог, как известно, милостив, и готов отправить в адский котёл вообще за что угодно, хоть немножко отличное от безупречной белопёрой праведности, то, получается, и невелика потеря, а на этом свете — всё ж таки можно кайфануть, когда заблаговременно продать душу Нижнему Парню».

«Во всяком случае, - говорит, - со стороны Дьявола это гораздо более разумная рекламная компания, чем если б он, оформив сделку, сразу же и прибивал бы «душепродавца», не давая ему никак насладиться. Тогда бы сказали: «Небось, допился до чёртиков — да и скопытился, вот и вся недолга».

«Резонно», - соглашаюсь.

«Однако ж, - заявляет Лёшка, - высшим достижением дьявольской пропаганды можно считать, всё-таки, «Фауста». Ведь если отбросить шелуху, то какая в нём корневая, стрежневая фабула?»

Да, как ни странно, Лёшка — читал Фауста, причём, ещё в школе, лет в шестнадцать. И читал — целиком, а не только первую часть, по которой, собственно, поставлена была опера Гуно.

И в этой первой части — там всё кончается не очень радостно. Фауст убивает Валентина, Маргарита сходит с ума, убивает своего бейбика от Фауста — сплошное уныние и полнейшая фрустрация.

Но на самом деле — это всего лишь как бы затравка.

А дальше, немножко потосковав по Маргарите, Фауст решает: «Да и хрен с ними, с бабами — займусь-ка я более важными делами».

И занимается, на протяжении последующих четырёх действий. Которые, впрочем, редко кто ставил, и редко кто из даже профессиональных филологов — читал.

Но Лёшка — читал. И, как ни странно, даже с интересом. Пусть не на немецком (настолько хорошо он не сподобился выучить), а в переводе Холодковского — но тоже неплохо, и порою употребляет цитаты оттуда. Благо, там — на все случаи жизни.

Когда была катавасия с Ковидом и вакцинацией - «Мы начали лечить: удвоились мученья, больные гибли все без исключенья».

Когда только разразилось полномасштабное вторжение в Украину и всякого рода зет-горлопаны верещали про «святой ратный долг» - любимой стала фразочка: «В опасности согласье все являли: один шёл в бой, другие прославляли».

Да, в Фаусте, конечно, очень много всякой «левой» лирики, поскольку господин Гёте был неуёмен и необуздан в своём стремлении обогатить германскую поэзию «за все века и на все века» — но кое-что действительно здорово.

Лёшка, меж тем, продолжает: «Если отбросить шелуху, то фабула Фауста очень проста. Он — продал душу Дьяволу, и тот — добросовестно помогает Фаусту во всех его делах, верный обещанию. Конечно, что-то выходит чуточку не так, как хотел бы Фауст — но тут он уж сам виноват. А Тофик — в целом красавчик. И Фауст красавчик. Во многом — преуспевает. В частности, помогает дружественному императору. Сначала — подправить финансы, изобретя для этого бумажные деньги, потом — выиграть войну. Ближе к концу — заявляется некий архиепископ и ставит на вид, что правление сего императора несколько омрачено сотрудничеством с Сатаной, поэтому — надо бы отписать церкви немножко землицы, в знак покаяния. Сделано — улажено. Всё пучком. И Фауст, несмотря на контрактные обязательства, оказывается прощён и возносится в рай. Ну потому что — вот такой он молодец. А Тофик остаётся в дураках. Мораль: можно и Дьяволу душу закладывать, но это «нещитово», если вовремя поделиться с церковью».

На самом деле — не поспоришь.

Если отбросить «шелуху» - то именно так и есть. В отличие от «народной» легенды о докторе Фаусте, у Гёте — он действительно «спасается».

Правда, всегдашний вопрос в разборе «классичной классики» - что именно считать там «шелухой».

Но уж в «Фаусте» — на все вкусы, на все запросы можно сыскать «потребное».

И ведь, наверное, во времена Гёте — трудно было представить, что через каких-то полтора века немецкая культура так вульгаризируется, так отупеет.

Впрочем, лет двадцать назад — и про русских трудно было представить, что нация выродится в такое убогое говно.

Но если отрешиться от таких фикций, как «культурный дух нации», то в реальности состояние национального рассудка и нравственности определяется очень простым вопросом, а именно: «Кто банкует?»

И когда «банк» оказывается в одной руке, и нация будто бы кормится с той руки — примитивизация бывает неизбежна и бывает удручающей. Вне всякой зависимости от богатства былых культурных традиций.



Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
Сегодня прочитала статью о том, что для того, чтобы испробовать военную бронетехнику на устойчивость к подрывам использовали сельскохозяйственных животных, во всяком случае так было в советские времена, как правило в нынешнее время ...
Еще 5 станций Арбатско-Покровской линии, в следующий раз буду завершать. Начнем со станции метро Славянский бульвар - расположена на Арбатско-Покровской линии. Открыта 7 сентября 2008 года на действующем участке между станциями «Парк Победы» и «Кунцевская». Названа по расположенному ...
Они его приняли. Воры. Жулье. Пидоры. Отныне любая ебота, хотя б разок залупнувшаяся у меня в журнале хорошим словом про нынешнюю власть, получает вечный бан по яйцам. Без ...
Мир на пороге серьёзных перемен. От галактического - в пределах солнечной системы, до глобального политического - в пределах шарика. Новости будут шокирующими, хотя нас уже немного подготовили. Фильмы, от Интерстеллара до 2012 - хорошо показали, что нас ждёт в будущем. Про войны и жопы ...
Не могу сказать, что мне так уж близка вся эта мифология "контрактов", которую обожают т.н. "институционалисты" и Александр Аузан в том числе. Сам Аузан, кажется, главный автор главных нарративов про "контракты" власти и общества в эпоху (в эпохи) Путина. Ну и, как сказал бы Горбатый из ...