О молитвенном кризисе, общем и частном

Вспоминаю, как мой хороший знакомый игумен Антоний, служащий в Ермолинской пустыни Ивановской митрополии, приводил следующие наблюдения.
Приходит какая-нибудь раба Божия, заказывает, чтобы Акафист прочли с молебном, где в обращении к Богородице или святому повторяется: "радуйся..., радуйся..." А у самой на уме: "Вылечи!... вылечи!" или "вытрезви!... вытрезви!" насчет мужа или сына своего. Или ещё, один монах, читавший Акафист Богородице, однажды услышал голос: "Чадо, я-то радуюсь! Ты сам хоть радоваться научись!".
А насчет молитвенного творчества, которого давно уже в церковной среде практически нет, о. Алексей с о. Александром Борисовым вспомнили лишь молитву Оптинских старцев как исключение, но почему-то не вспомнили молитвы отца Александра Меня, которые, слава Богу, изданы несколько лет назад и в разных малых группах с удовольствием применяются!
Но проблема эта, молитвы и веры в целом, мне кажется, не относится к нашему времени только, она была всегда скорее всего (вообще, какова вера, такова и молитва). Просто наше время позволяет верить или не верить, исповедовать ту или иную веру/религию или не исповедовать никакой, а сотни лет назад общества были традиционные, со своим отработанным вековым укладом, где под самой верой подразумевался тоже скорее уклад жизни с ее религиозно-культурными традициями. Так было положено, и большинство этого придерживалось. А живых, настоящих христиан всегда было мало, они же и тяготились зачастую этой рутиной, и их мало кто понимал. Не думаю, что тогда было лучше с молитвой и с личными отношениями с Богом. С последним вообще очень не просто! Бог не личность в том понимании, как личность человека. Он - сверхличность, которая скорее остаётся таинственным Инкогнито. И тут уже Он сам кому благоволит открыться, тому открывается специально в каких-то обстоятельствах, если иметь в виду прямое откровение в видении или слышании каких-то слов. Чаще же всего это происходит более опосредованно. Здесь можно легко сбиться с толку, ложно думая или настраивая себя на какую-то "встречу" или огорчаясь от того, что никакой встречи нет. Мне приходилось слышать переживания от некоторых: "Вот я уже сколько лет хожу в храм, причащаюсь, а Бога не чувствую". Приходится успокаивать таких и замечать, что чувства наши - не единственный критерий и не всегда верный. Если в природном мире бывают галлюцинации и обманы слуха и зрения, то тем более в духовном. Уверен, что если человек не теряет интерес к проблематике Бога и всего с Ним связанного, хочет церковного общения, и у него откликается душа на прочитанные строки Писания, на рассуждения того же митр. Антония, то это очень неплохо, и косвенная встреча состоялась! Но дано всем всегда в этом плане по-разному. Кому дано больше, на том больше и ответственности.
А вот в чем полный декаданс в отношении молитв на богослужениях, так это то, что они часто стандартные и весьма трафаретные, а потому и безликие. И не только молитвы разным святым или Богоматери для молебнов (иногда они составлены так, что поневоле вспоминаются слова Спасителя о многословии наподобие того, что у язычников, которые думают, что через это будут услышаны!). Но это касается и служб многим святым, о которых не так много известно конкретных сведений. Существует даже целая "Общая минея" - трафаретные тексты, "заготовки", в которые подставляешь нужное имя нужного святого и правишь службу, если её нет! Прямо как в готовую математическую формулу вставляешь нужное значение... И об этом я вообще не слышал, чтоб кто-нибудь говорил у нас! Вспоминаю, как в 1994 году мне как уже сформировавшемуся молодому регенту-псаломщику пришлось вести службу новопрославленному тогда князю Дмитрию Донскому. Никаких текстов, включая тропаря, ему не было. Настоятель, однако, распорядился о полиелее! - ну как же, новопрославленный святой. Значит, по Общей минее служим. А там не предусмотрены службы великим князьям... В таких случаях почему-то берут общую службу преподобным (монахам то есть), и пришлось петь в адрес князя Дмитрия:
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: / приим бо крест, последовал еси Христу, / и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души, вещи безсмертней. / Темже и со ангелы срадуется, преподобне Димитрие, дух твой.
Это всё относилось к великую князю Дмитрию, что ли?.. В общем, в первый раз тогда было ощущение, что пришлось участвовать в каком-то театре абсурда.
Но надо отметить, что и в обычных месячных Минеях тоже немного найдёшь действительно выразительного и поэтичного в адрес многих святых. Об этом еще архимандрит Киприан Керн писал в середине прошлого века.
Может, когда-нибудь настанет момент осознания, и он уже близок, что в приходских храмах такие богослужения (это касается прежде всего вечерних служб тем же святым) просто оказываются никому не нужными и ничем духовно не назидающими? И стоит искать новые молитвенные формы для церковных собраний?..
|
</> |