О мышлении, как о мышлении

В результате у вас первобытные люди рассуждают сразу и как наши современники, и как законченные идиоты, не понимающие причин собственных действий.
Написал мне оппонент в одном из споров вот под этим постом
И вот этот момент я даже оспаривать не стал.
Потому что он прав.
Каюсь, грешен.
Скажу даже больше, в моих моделях даже животные рассуждают как наши
современники.
Но на это есть причина, которую я попытаюсь описать.
Зачем светит Солнце? Спрашивал я себя. И тут же находил
правильный ответ — чтобы мне было светло и тепло. Зачем прошёл
дождик? Чтобы собачка смогла напиться из лужицы. Зачем нужен я?
Чтобы все меня любили.
А зачем нужны «все»? Как зачем? Чтобы они все любили меня?
Но со временем, я стал замечать, что почему-то не все меня любят. Вот тот незнакомый дяденька не любит. Дяденька! А ну люби меня! Дай вон ту классную блестящую штуку. Нет. Не даёт, не любит. И даже папа меня любит не всегда. Вот буквально вчера по попе отшлёпал. А сегодня делает вид, что хорошенький... Надеешься, что забуду? Нет. Не забуду. Не прощу. Купи мороженное, тогда прощу. Нет? Мороженное не купишь, ах ты бяка-бука, ну таким быть.
И вот осознание того факта, что любят меня не все и не всегда, натолкнула меня на мысль — а может быть (ну, чисто гипотетически) я нужен для чего-то другого?
Для чего я нужен? Спросил я у мудрых и образованных людей?
— Чтобы слушаться.
— Всех?
— Ни в коем случае, молодой человек! Ни в коем случае нельзя
слушаться всех! Слушаться нужно только хороших: маму, папу, тётю
Галю, нашу великую партию...
— А почему нужно слушаться?
— Не будешь слушаться, тебя в угол поставят?
— А кого ещё нужно слушаться?
— Бога!
— А кто такой Бог? И почему я его не вижу!
— Ты просто очень маленький, чтобы понять. Подрастёшь, поумнеешь,
научишься читать и прочитаешь Нашу Священную Книгу. Правда она
очень сложная, и многого ты в ней никогда не поймешь, а многое
поймёшь далеко не зразу. Но то, что она мудрая и правдивая, ты
поймёшь наверняка.
— Почему?
— Потому что она написана Самим Богом.
Я подрос, научился читать. И перед тем, как прочитать Нашу Священную Книгу, даже прочитал учебник о том, как следует читать Нашу Священную Книгу.
Взрослые оказались правы — когда я с трепетом начал читать Нашу
Священную Книгу, я сразу понял, что книга Священная и Наша. Нет,
те, другие... не наши, у них, говорят тоже есть какая-то «Священная
Книга».
Но она точно неправильная, не наша. Потому что нашу написал сам
Бог.
Ну вот прям не совсем «сам», но он надиктовал каждое слово.
Кстати а как он это сделал? Может он и мне, что-нибудь надиктует?
Нет? Не надиктует? И даже не покажется? Даже если сильно-сильно
попросить?
Ну ладно — кто я такой, чтобы указывать Господу. Ему, разумеется,
виднее.
Со временем, я стал замечать, что в природе встречаются и другие
книги. Не только «Священные» (наши - правильные, чужие —
неправильные).
Обычные книги, ну ... написание самими людьми.
И, оказывается, их тоже можно читать. Правда есть небольшая
проблема — если они не написаны Богом, как понять, что они
правильные? Хорошие?
Нет, конечно, каждая книга пыталась меня убедить в том, что она
правильная, хорошая, но я точно знал, что это не так, потому что в
некоторых книгах встречались вещи, противоречащие Нашей Священной
Книге. Ингода это было критичным, иногда нет, но я обратил
внимание, что самые интересные книги вопросов Священного Писания не
касаются вообще.
Они про то, почему дерево плавает, а гвозди тонут.
Почему дует ветер. Почему Солнце перемещается по небу.
А оказались книги, замечательные настолько, что сумели мне
объяснить, не «зачем/почему/для чего», а КАК. Именно как!
Но, Холмс, чёрт возьми, как?!
Именно! Именно это и оказалось для меня самым интересным.
— Для чего делают гвозди?
— Идите нахер, мне не интересно, я не плотник. Расскажи, как?
— Хочешь узнать расстояние от Земли до Солнца?
— Нафига мне это. Нужно будет — в энциклопедии посмотрю. Ты мне
расскажи, дорогой наставник, как его определили те, кто пишет
энциклопедии.
— Хочешь узнать, почему нужно строить коммунизм?
— Как вы его строить-то собираетесь? Как?
— Хочешь узнать, почему первобытные люди начали хоронить своих
сородичей? Пришли к идее похорон?
— Неинтересно от слова совсем, хотя ... а как они это сделали?
— Вот тебе объяснение.
— Хмм... мне кажется у меня самого получится немного лучше, вот
смотри..
— Постой-ка, ты же чушь несёшь! У тебя первобытные люди рассуждают
как современные обыватели! Совсем дурак, что ли?
— Я знаю, в курсе. У меня и младенцы рассуждают, как взрослые, и
даже собаки. Собаки в моих моделях это взрослые современные
обыватели с высшим образованием. Среднего класса. Упитанные такие
москвичи.
Да, Я поставил Себя на место первобытного человека, но и Вы
поставили Себя на место первобытного человека. Именно поэтому
получается, что «мой» первобытный человек рассуждает у вас
неправильно. А «ваш» первобытный человек рассуждает неправильно в
мой системе отсчёта.
— А какая из систем отсчёта правильная?
— А какая разница? Интересный вопрос — как её определить?
Кстати «мой» ребёнок из начала текста тоже ведь рассуждает
неправильно? Не так ли?
Я знаю. Но мне неинтересно «почему».
Почему?
Потому что я неправ, потому что я дурак, потому что не читал
священных книг, потому что неправильно их понял — любое это
объяснение «абсолютно правильное», и поэтому неинтересное.
«Зачем/Почему/Для чего» я не прав, я или сам догадаюсь, или в
энциклопедии посмотрю. Мне интересно как. Как именно я неправ.
|
</> |