Зонтичные и секреты титанов
le_ra — 19.07.2022 Как известно, на Тринакрии - изначальной вотчине титанов, произошло одно важное для рода людского событие - Прометей уволок из кузницы Гефеста (которая находится аккурат под Этной) искру божественного огня и переправил ее людям. За что и был сослан на Кавказ зарабатывать цирроз печени.Полагаю, что история эта моим читателям в общих чертах известна. Меня же заинтересовала следующая деталь - куда именно Прометей спрятал украденную искру. На этот счет мнения авторов (и переводчиков) расходятся. В наиболее распространенной редакции речь - о полом стебле тростника. Тростник на острове - не редкость. В наши дни гигантский средиземноморский тростник Arundo donax торчит на всех углах и восприниментся местными как типичный сорняк/бурьян.
Хотя еще не в той степени, как в субтропических областях Америки, где он со своим быстрым ростом потихоньку становится настоящей чумой.
Но позвольте, палки у этого тростника хотя и полые, однако явно не предназначены для того, чтобы прятать в них огонь сколько-нибудь продолжительное время!
В сухом состоянии они загорятся, как солома, которой собственно и являются.
Авторам русскоязычной Википедии это несоответствие тоже по-видимому пришло в голову, поскольку они привели в качестве названия греческое слово "нарфекс" и даже снабдили следующей сноской:
"Этот тростник имеет внутренность, заполненную белой мякотью, которая может гореть как фитиль (Примечания В. Г. Боруховича в кн. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л., 1972. С. 133; Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С. 176)"
Странный какой-то тростник, не находите? При всем моем глубоком уважении к В. Г. Боруховичу, в ботанике он явно не разбирался.
Другие авторы переводят "нарфекс" как фенхель. Уже теплее. Фенхель знаком многим как в античные времена, так и в наши дни. В первую очередь - как овощ или лекарство. Он большой, имеет полый стебель, но вот беда - транспортировать огонь в нем как-то несподручно. Но стоит обратиться к его ближайшим родственникам, как обнаруживаются весьма интересные вещи.
Самым крупным и заметным представителем семейства зонтичных на Тринакрии является Ферула (Ferula communis)
Которую иногда именуют гигантским фенхелем. Здоровые двухметровые палки с зонтиками цветов/плодов торчат по всему острову в самых разных местах. Она несьедобна и вроде бы ни для чего не используется. Но так было не всегда.
Палка в основании имеет диаметр до 3-4 см, и вот она то совсем не полая, как многие привычные нам "зонтики". А заполнена белой пористой массой (сердцевиной), пропитаной воском. И вот в этой сердцевине, как в труте, тлеющую искру можно сохранять и транспортировать многие часы или даже дни!
Ах да, Прометей был не единственным, кто был в курсе особых свойств данного растения. Примерно в то же время по соседству, в Земле Обетованной, где Ферула известна под местным названием כלך (Келех), из нее мастерили субботние свечи (там и делать практически ничего не надо - отрезал и зажег!), а также другие полезные пиротехнические вещи. Помните историю про пророка Илию - как он на спор с адептами Ваала заставил без открытого огня загореться жертвенник Ха-Шема? Всего делов - заранее спрятать парочку должным образом препарированых стеблей ферулы под дровами. Даже несколько ведер воды, вылитых на жертвенник, не могли потушить надежно спрятаные в сердцевине Келеха искры.
Флора зонтичных на Тринакрии необыкновенно богата. Семейство это сложное даже для специалистов, но кое-кого определить удалось. Фенхель до сих пор принадлежит к возделываемым на острове сельхозкультурам. Там, где поля остались незасеяными или просто брошеными, они моментально покрываются бело-желтой дымкой зонтичных соцветий. Желтое - это уже не фенхель, а ридольфия (Ridolfia segetum),
а белое - дикий родственник морковки Амми зубная (Visnaga daucoides)
Это растение также известно, как трава-зубочистка. Впрочем гигиеной полости рта медицинское применение Виснаги не ограничивается - в некоторых странах ее заготавливают в качестве лекарства от сердечно-сосудистых заболеваний. На Сицилии же это просто сорняк. :(
А это Eryngium maritimum - Синеголовник морской или морской падуб. Не совсем типичное зонтичное - скорее напоминает чертополох, но не лишено определенной эстетики. Живет прямо в прибрежных дюнах, иногда в компании другого не менее колючего "зонтика" - Эхинофоры (Echinophora spinosa)
А там, где субстрат более каменистый (но по-прежнему в зоне соленых брызг), растет морской фенхель (Crithmum maritimum)
Можно нарвать на салат, причем его даже солить не надо - соль уже присутствует. А можно мариновать на манер малосольных огурцов - тоже неплохо получается.
Совсем странная тварь - Thapsia garganica - по размеру могла бы составить конкуренцию даже Феруле.
Знаменита разве что тем, что из ее корней изолировали яд - тапсигаргин, который используется при некоторых формах химиотерапии.
С зонтичными вообще всегда так - либо съедобные (овощи), либо весьма ядовитые (вплоть до летального исхода, однокурсники не дадут соврать!). 50/50 примерно. Без надобности в рот лучше не совать...
Впрочем, если в белом соцветии в середине сидит одиночный черный цветочек - значит это дикая морковь (Daucus carota), можно хавать безпрепятственно.
Цветочек, кстати, называется "мавром" и помогает насекомым ориентироваться на соцветии и эффективно опылять оное. Сам он - стерильный. Когда из дикой моркови селекционировали культурные сорта, то "мавра потеряли". Корнеплод у дикой моркови тоже есть, но худенький и бледненький, есть особо нечего. Съедобная масса - заслуга искусственного отбора, а оранжевый цвет и вовсе - изобретение Нового Времени.
|
</> |