О Михаиле Светлове
maiorova — 07.02.2021 Попалась жутко возмущённая статья (ссылку давать не буду), как важно правильно называть улицы и площади. Причина возмущения? Да вот, хотя бы: в одном немаленьком городе назвали улицу в честь Михаила Светлова. Ну надо же, раздражается автор, какие недальновидные граждане. Нашли в честь кого! Нет бы в честь Пушкина! Поэт-то так себе, посредственный, можно сказать, не поэт, а поэтишко. И хит у него всего один, да и тот «Гренада», и пил он, говорят, по-чёрному, и вообще наиболее прославлен Светлов тем, что его именем нарекли всем известный теплоход. Для смеху, наверное.Между прочим, лайнер «Михаил Светлов» из «Бриллиантовой руки» получил такое название неспроста. Гайдай был страстным поклонником светловской поэзии и решил увековечить любимого, недавно ушедшего автора. Уже, согласитесь, заставляет задуматься. Я вообще не понимаю ранжирующего подхода, это мне кажется разбазариванием: не Пушкин, так и ну его, не Шекспир, так и зачем он нужен? Прямо по слову классика получается: отряд не заметил потери бойца... Понятно, нашему времени Светлов ближе как юморист и автор афоризмов, ему, как Ходже Насредддину, приписывали острые фразы. Но если говорить о стихах, что, кроме сакраментальной «Гренады», я смогу навскидку процитировать из Светлова?
Когда я в школе училась, у нас был целый сборник стихов и пьес Светлова, и мне страшно нравилась одна: «Сказка», про студентов, как они сидят за столом, шутят, смеются, поют песни, а потом едут в Сибирь искать месторождение... искать месторождение, разумеется, золота. По дороге один из приятелей, звать его Ваней, рассказывает сказку, как они приедут, кого встретят, что найдут, и всё тревожится: ведь по законам сказки обязательно кто-то должен оказаться злодеем. Обязательно среди товарищей должен найтись подлец, вредитель, может быть, чем шут не шутит, даже убийца! И вот гибнет Катя, золотая девочка, бывшая беспризорница, которая тоже пела, но громко, плохо и о себе. Ваня находит убийцу, которого сам придумал. Но поскольку не посмел сделать предателем кого-то из своих друзей, находит самого себя. И себя убивает. А мальчик кричит:
— Придумай как-нибудь иначе!
Но нельзя придумать никак иначе, уже всё придумано... Короче говоря, дух времени в пьесе передан удивительно.
Так к чему я веду? В Сибири старатели. Старатели поют песни. Которые поинтеллектуальнее, исполняют прямо-таки романсы:
Ты меня не отыщешь,
Не отыщешь вовек, —
На сто тысяч деревьев
Я один человек!..
А кто попроще, поёт такие куплеты:
Вдоль да по речке
Плыли две дощечки...
Январь, февраль, март, апрель —
Плыли две дощечки...
На одной дощечке
Плыли две овечки...
Январь, февраль, март, апрель —
Плыли две овечки...
На другой дощечке
Ехал дед на печке...
Январь, февраль, март, апрель —
Ехал дед на печке...
Этот шедевр минималистической абсурдистской поэзии я, конечно, первым и вспомнила. Что говорит больше обо мне, чем о М.А. Светлове.
|
</> |