о методиках и "специалистах по детям"

Итак, если мы посмотрим всемирную историю образования, то увидим подтверждение полусерьезному утверждению моей коллеги. Каждый педагог, "перевернувший образование", работал с сиротами, или детьми в закрытых учебных заведениях. При этом достижения педагога почти всегда пытались насадить в среде ОБЫЧНЫХ учебных заведений, или, еще того лучше - В СЕМЬЕ. Скажите, пожалуйста, сколько домов ребенка в обычной Российской глубинке, хоть в моей любимой Тверской области, работают по системе Монтессори и снабжены подобными пособиями? Я вам скажу, что в этой самой области в интернате для "особых" детей еда очень сильно отличается от вашей домашней. и одежды на всех не хватает нормальной, а вы про высокие идеи. В таких местах у воспитателей совсем другая задача - если они вообще совестливые люди и действительно пришли служить детям. Им, как правило, не достается красивых методик и дорогих пособий. Особенно для москвичей хочу сказать, что Россия пролегает и за пределами МКАД, и снабжение тех же детдомов в Москве и каком-нибудь Урюпинске очень сильно отличаются. Итак, методики, направленные на реабилитацию интернатовских детей, не попадают собственно в интернаты. Зато активно рекламируются для использования в семьях. Позвольте вопрос - от чего вы в семье собираетесь реабилитировать своего любимого ребенка? От себя? От родительской заботы? От нормального развития в быту и в игре? От чего?
Методики, разработанные для особых условий должны применяться в этих же особых условиях, а не где придется и захочется.
Теперь хочу отдельно коснуться темы - почему у педагогов, работавших с сиротами, так все прекрасно получалось. Вы хотя бы вчитайтесь в эти "гуманные идеи", дурно станет. Вы внимательно читали, например, Макаренко? В его "Педагогической поэме" написано, что он допустил самоубийство одного мальчика и запретил детям его жалеть, даже осуждал за то, что несчастный паренек имел совершенно некоммунистические желания - жениться и жить своим хозяйством, рожать и растить детей. Хорошо, что он умер - нам такие не нужны для коммунизма, мысль такая. Но в остальном он очень гуманный, да. Особенно там, где считает, что ребенку нельзя показывать родительскую ласку. Вы скажете - почему же у него при такой жестокости были такие результаты, и дети его обожали? Очень просто. Этим детям было некого обожать. Дети, подобные тем, с которыми работал Макаренко, будут рады любому, кто придет к ним и наконец-то их заметит! И наконец-то заметит, что им тоже нужно внимание, забота, что они - такие же люди! И начнет с ними обращаться по-человечески. Так вот уже нет разницы, С ЧЕМ придет к ним этот человек. Какая у него будет методика, супер-идея и высокая цель. Они ему звезды с неба будут хватать голыми руками!
Потому что если к таким детям придти и открыться, принять их и проявить интерес - делайте с ними, что хотите, по любым методикам, у вас будут высочайшие результаты. Кстати, если кто-то из вас читал отчеты Монтессори о работе в ее группах - вы поймете, что это не идет ни в какое сравнение с современными достижениями "садиков Монтессори"!
У нас получается, что реабилитационные методики для детей, у которых нет родительской любви и никакого шанса выжить, кроме этого, становятся "элитным образованием". Но ни одна система или теория "великих педагогов" не была рассчитана на "Элитные садики". вообще-то элитных садиков не было и быть не могло - элита не отдавала своих детей в подобные заведения. В Вальдорфе не было элитного образования и "хорошей школы" - там были безнадзорные дети, родители которых с утра и до ночи работали на сигаретной фабрике, а пришел добрый дядя и подобрал детей с целью опробовать свои идеи. Опробовал - результаты ошеломили всех. Теперь перенесите эти идеи на другую почву? Они с треском проваливаются уже много лет подряд - ни одна антропософская школа не может приблизиться к результату Штайнера. Потому что система - это система. Она на чем-то базируется. И если у здания убрать фундамент, зато украшать балкончики - оно рухнет. потому что держится на фундаменте, а не на балкончиках. так самодельные игрушки и сценарии праздников - это даже не балкончики, а листики цветов на балконах. А фундамент методики - в мировоззрении автора. Поэтому нет смысла переносить эзотерику Штайнера на сегодняшнюю почву. Он идеально наложил свою методику на тот период - 20-е годы, Австро-Венгрия. Вы представляете себе почву, на которой он насаждал идеи? Кстати, еще большой вопрос о ментальности, традиционной педагогике, структуре языка и прочих "мелочах", которых никто не хочет замечать, при этом вцепляются в отдельно вырванные фразы вроде свободного воспитания. Преподавание на немецком языке и преподавание, например, на греческом или иврите несет за собой уже много основополагающих вещей. Дети 20-х годов 20 века Австро-Венгрии - это не израильские школьники 21 века. Поэтому слепо переносить методику, изменив два названия праздников, совершенно непрофессионально.
НЕВОЗМОЖНО придумать "общую" методику, отвечающую всем основным образовательным, воспитательным и развивающим целям (да, их три группы!!! Говорю как методист!). КАЖДАЯ методика создается с учетом той почвы, на которой взращивается. То есть, антропософская педагогика давала чудесные результаты в Вальдорфе начала 20 века. Методика Амонашвили была невероятно успешна в Грузии конца 20 века. Педагогика Макаренко лагерного образца идеально вписывалась в существующую реальность. И так далее. Теперь попробуйте "все перемешать" и получить "конфетку". Не получится конфетка! никаким образом. Потому что пересадить растение в другие климатические условия не всегда возможно. Вы можете упорно закапывать розы в вечную мерзлоту, но вряд ли дождетесь цветов. Методики сочиняют методисты, педагоги, учителя и воспитатели. Они вполне реальные живые люди, выращенные в той реальности, в которой существуют и работают, впитавшие определенные ценности, традиции и особенности данной этнической, социальной, и т.п. группы. И ориентируются они на вполне конкретных детей, с которыми и вырабатывают свои методические приемы, а не на "среднестатистического ученика".
(я обязательно продолжу разговор на эту тему).