О королях и чародеях
anairos — 11.11.2024– А кто вам сказал, что они не правят?
В фэнтези, особенно последних десятилетий, магократия – и в самом деле обычное дело. Власть в придуманных мирах либо принадлежит кругу сильнейших чародеев, либо за неё грызутся кланы, где сила и знания передаются по наследству.
Но это касается в основном тех миров, где «магия» – по сути, фантастическая технология либо суперспособности в духе комиксов. Если же брать произведения, где она более мистична или сказочна, то внезапно получается интересная картина.
С одной стороны, законный король – больше чем просто человек. Он буквально воплощает в себе свою страну и народ, служит фокусной точкой всей их силы.
Помните, например, Короля-Рыбака из «Парцифаля»? Там земля и её правитель связаны между собой настолько глубоко, что неизлечимая рана короля приводит к увяданию всей страны.
Разумеется, такую важную роль не может играть обыкновенный человек с улицы. Законный король проявляет свою природу ещё до того, как вступит на престол. Вспоминаем Арагорна, который одним своим присутствием отгоняет назгулов, противостоит их чёрной магии и способен возвращать к жизни тех, кто уже почти ушёл в царство теней.
Чудотворная сила законного короля проявляется даже в историях, где нет (или почти нет) никакого волшебства. Например, в диснеевском «Короле-Льве», где родина главного героя начинает умирать под властью узурпатора, но возрождается, когда королём делается истинный наследник.
В общем, всё по Фрэзеру – не зря он посвятил столько глав «Золотой ветви» вере в божественного царя. Исполняя свои королевские обязанности, правитель поддерживает порядок и равновесие во вселенной. Если же порядок нарушен – это может быть знаком того, что правитель утратил свою силу (или он вовсе самозванец).
Итак, законный король обладает магической силой – более того, это один из важнейших его признаков: по чудотворным способностям ты узнаешь, кто достоин занимать престол.
Но в то же время он не имеет права быть магом. Всё его волшебство – в исполнении королевских обязанностей. Если он практикует какие-то ещё ритуалы – всё меняется.
Раз за разом мы находим в фэнтези одно и то же противопоставление. Законный король против колдуна на троне, который захватил власть и удерживает её при помощи тайных знаний, нездешних сил и потусторонних союзников.
Арагорн – и Король-Чародей. Четвёрка Певенси – и Белая Колдунья. Белоснежка – и королева-мачеха (в печально известном фильме «Белоснежка и Охотник» злая королева уже полностью выведена ведьмой, которая обольстила законного короля, чтобы убить его и захватить трон).
Доводя до абсурда, мы получаем штампованное героическое фэнтези по «Малому типовому набору» Свиридова. Герой – отважный воин, может пользоваться волшебными артефактами и помощью друзей-волшебников, но сам, как правило, не колдует. Тёмный Властелин – сильнейший маг этого мира, распространяющий свою волю при помощи заклинаний, а не одних только приказов. В финале герой сражает Тёмного Властелина и воцаряется на освобождённых землях – или, если у нас тут аниме, передаёт власть законному королю, который тоже никоим образом не маг.
Король-маг – всегда зло, даже если поначалу так не кажется (см., например, диснеевское «Заветное желание»). Колдун, стремящийся стать правителем – всегда плохая идея, и добром это не кончится.
В «Звёздных войнах» паладины-джедаи отказываются от мирской власти и титулов. Как только мы слышим о бывшем джедае, которого зовут граф Дуку – сразу понимаем, что он переметнулся на Тёмную сторону (хотя персонажи поначалу в это не верят). Про Дарта Сидиуса, который стал Императором Галактики, я вообще молчу, тут и так всё ясно.
Даже в суровом мире Вархаммера 40000 действует то же правило. Император – сильнейший псайкер человеческого рода (и один из сильнейших в галактике в принципе). Однако он безжалостно противостоит любым попыткам использовать магию и сам ею не пользуется. Очевидно, психические силы в его понимании следует применять как-то иначе.
Одно из ярких исключений – конечно, Король-Ворон из «Джонатана Стренджа». Но... насколько он на самом деле исключение?
Подменыш, захвативший северную Англию при помощи войска фэйри. Жестокий деспот, расправляющийся с любым, кто посмеет его ослушаться. Даже став королём, он продолжает магическим путём похищать собственных подданных и держать их в рабстве в своих владениях в царстве фей.
Да, в северной Англии его любят и по-прежнему считают своим законным повелителем, но всё же это была весьма и весьма неоднозначная фигура с серобуромалиновой, как у всех фэйри, моралью. Если подумать, он немногим более «положителен», чем джентльмен с волосами, как пух – просто так получилось, что главные герои находятся на его стороне, ибо исполняют, сами того не ведая, его пророчество.
Чтобы сделать картину ещё нагляднее, в королевском дворце Стрендж видит фреску, изображающую двух властителей – короля южной Англии Эдуарда и короля северной Англии Джона Аскгласса.
Первый изображён фрэзеровским Летним Королём, его мир наполнен солнцем и золотом. Второй скрывается в тенях и повелевает холодом и тьмой, а окружают его нелюди и мифические чудовища.
Здесь должна, наверное, быть какая-то мораль. Но я пока сам не знаю, что делать с обнаруженной закономерностью. Так что буду думать над ней дальше, а вас держу в курсе.
|
</> |