о концепции женщины-жертвы
feministki — 10.06.2013 Фрагмент статьи белл хукс "Сестринство: политическая солидарность между женщинами" (Sisterhood: Political Solidarity between Women). 1986 год. Перевод мой. Об авторке можно почитать на английском здесь, если вкратце - активистка, феминистка и университетский профессор, сама черная и родилась в рабочей семье. Основной ее труд - "Феминистская теория: от края к центру" - это третья волна феминизма и теория пересечений.Когда мы создаем связи между собой, это обогащает женщин, но мы не можем развить стабильные связи или политическую солидарность, используя модель сестринства, созданную буржуазными освободительницами женщин. Согласно их анализу, основой связи были общие мучения, как следствие - акцент на повседневном угнетении. Это соображение о связи прямо отражает способ мышления, характерный для мужского превосходства. Сексистская идеология учит женщин, что быть женщиной означает быть жертвой. Вместо того, чтобы отвергнуть это отождествление (которое мистифицирует женский опыт - в своей повседневной жизни большинство женщин не являются постоянно пассивными, беспомощными, бессильными "жертвами"), освободительницы женщин приняли его, делая общие мучения основой для женского объединения. Как следствие, для того, чтобы ощущать, что феминистское движение имеет отношение к их жизни, женщины должны были помыслить себя "жертвами". Создание связей между жертвами создало ситуацию, в которой ассертивные, утверждающие себя женщины часто рассматривались как такие, которым нет места в феминистском движении. Именно эта логика привела белых женщин-активисток (вместе с черными мужчинами) к предположению, что черные женщины настолько "сильны", что им не нужно быть активными в феминистском движении. Именно эта логика привела к тому, что многие белые женские активистки покинули феминистское движение, когда перестали принимать идентичность жертвы. Как ни странно, женщины, которые более охотно рассматривались другими как "жертвы", которые особенно сильно настаивали на роли жертвы, имели больше преимуществ и возможностей, чем подавляющее большинство женщин в нашем обществе. Пример этой тенденции - некоторые тексты о насилии в отношении женщин. Женщины, которых эксплуатируют и угнетают каждый день, не могут себе позволить отказаться от веры в то, что у них есть некоторая степень контроля над своей жизнью, пусть и относительного. Они не могут себе позволить рассматривать себя исключительно как "жертв", потому что от постоянного использования тех личных возможностей, которыми они располагают, зависит их выживание. Установление связей с другими женщинами на базе общих мучений может психологически деморализовать таких женщин. Они объединяются с другими женщинами на основе общих сил и ресурсов. Именно такой тип связи следует поощрять феминистскому движению.
|
</> |