О классовой теории -- 19: исторический материализм
8nity — 25.10.2022Продолжаем.
"То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего:
1) что существование классов связано лишь с определёнными
историческими фазами развития производства..."
Тема т.н. "исторического материализма" крайне мутная.
Достаточно вспомнить т.н. "азиатский способ производства", который
Маркс упомянул и тут же куда-то отложил, проигнорировал и "забыл".
Мол, он в теорию не вписывается -- тем хуже для него. Про кочевые
социумы вообще молчок.
По сути Маркс попросту взял историю Англии XIX века и рассмотрел её
с т.з. хрематистики, назвав оную экономикой, и постулировал, что
именно такое -- норма и научно, а остальное -- нет. Согласно
Марксу, есть т.н. экономические формации, которые сменяют друг
друга в следующей последовательности: первобытнообщинная,
рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.
Причём у Маркса ничего не написано про исключения. Однако эта
теория не описывает даже прошлое!
Скажем, на Руси рабов не было вообще, см. "Позиция-9: Про рабство на Руси". Причём крепостной
строй на Руси -- это вовсе не то же самое, что европейский феодализм.
Или возьмём рабство. Как историческая формация -- это типа
"производство основано на рабстве". Но наличие рабов вовсе не
означает, что ВСЁ производство на них опирается! Тут надо тщательно
изучать конкретные социумы. Скажем, в Шумере рабы были, но в целом
государственное устройство имело черты социализма (не
марксистского, разумеется).
Опять же, вспомним рабство в Европе в средневековье и рабство а
колониях. Думаю, все читали "Одиссею капитана Блада" -- это XVII
век, англичане продают в рабство своих же граждан! Рабство в США
было до середины XVIII века -- но нельзя же всерьёз считать, что
там был рабовладельческий строй! И даже если считать, что на Юге он
был -- то перешёл к капитализму, минуя феодализм.
Кстати говоря, у Маркса про античность (и, соотв.,
рабство) практически ничего нет.
Стоит вспомнить Арона Яковлевича Гуревича (благодарю за
подсказку М. Соколова) и его книгу «Проблемы генезиса феодализма»,
которая подверглись в 1969 году резкой критике со стороны министра
просвещения РСФСР А. И. Данилова, после чего Гуревич был уволен из
Института философии. Гуревич поставил под сомнение отдельное
положение теории марксизма -- про то, что феодализм складывался в
результате закабаления свободных крестьян магнатами, которые
предварительно присваивали себе крестьянскую землю. По мнению
Гуревича, в условиях слабости верховной власти свободные
земледельцы в поисках защиты вместе со своей землей добровольно
принимали патронат магнатов, меняли свободу на безопасность. Ересь
какая! А как же «первобытный коммунизм» с коллективной
собственностью на землю? Гуревич же писал, что древние германцы
были крестьянами, постоянно жившими оседло, с частной
собственностью на землю -- говоря по-русски, жили на хуторах, вели
семейное хозяйство. Очень даже вероятно, но противоречит догме
">Маркс, описывая процесс «первоначального накопления капитала»,
честно писал: "Экспроприация земли у сельскохозяйственного
производителя, крестьянина, составляет основу всего процесса. Ее
история в различных странах имеет различную окраску, проходит
различные фазы в различном порядке и в различные исторические
эпохи. В классической форме совершается она только в Англии,
которую мы поэтому и берем в качестве примера" (ПСС, т. 23, стр.
728). Назначить свои штудии с ходу "классической формой" -- это,
знаете ли, впечатляет. Хуцпа как она есть.
Если же посмотреть на такой признак научности теории, как
предсказательную силу, то получается вообще смешно: вот типа уже
есть капитализм, и он когда-нибудь как-нибудь (когда обострятся
противоречия) перейдёт в коммунизм.
Это НЕ наука, это чистейшая идеология, утверждение веры в "будет
то, что продвигают идеологи" без сколь-либо внятного
обоснования.
Вопрос утопичности и несправедливости коммунизма здесь не
рассматриваем.
Тут надо понимать, что в XIX веке религия была весьма актуальна, и
вера в материализм продвигалась именно идеологически, "против
идеализма". Тут важно понимать, что, хотя идеализм неразумен, т.к.
может продвигать любой вымысел как онтологически значимый,
материализм-то вообще самопротиворечив. Мол, есть некие "объективные" (в
мире, вообще-то, нет ничего объективного: без субъекта нет объекта)
законы, которые могут быть открыты и описаны, и всё происходящее в
материальном мире объясняется самим материальным миром. Вопрос "а
как быть с явно нематериальной психикой" аккуратно отодвинули "за
кулисы".
Марксизм продвигал веру в то, что будущее предопределено как
минимум в плане смены формаций. Это, извините великодушно, есть
голимый детерминизм, вера в неизбежность "законов истории", причём
вопреки всем известным ещё тогда фактам. Что это, если не идеология
и сектантство? Какая нахер "марксистская наука"?!
Марксизм, если хоть чуть над ним задуматься, вообще хромает на все
конечности, включая хвост.
Исторический детерминизм "формаций" по сути основан на кондовейшем
эссенциализме -- мол, есть нечто неизменное, со специфическим
набором свойств/качеств, которые и проявляются всегда и везде.
История как сущность, ага.
Некоторые предъявляли марксизму провиденциализм -- это, конечно,
уже перебор. Но при этом у марксизма явно проступают
эсхатологичесткие черты: мол, у истории есть финал, смысл и цель;
причём это всё "мы точно знаем".
Карл Поппер обобщил всё это и предъявил марксизму справедливое
обвинение в "историцизме" как специфическом онтологическом взгляде
на историю. То есть есть некий детерминированный путь развития,
который фаталистически неизбежен и при этом имеется некий "конец
истории", эсхатологический финализм. Обратите внимание: коммунизм
типа неизбежен и дальше развиваться некуда, конечная стадия (то
есть стагнация по сути).
Самое смешное: историцизм подразумевает познание "законов истории",
которые могли бы предсказывать будущее на соответствующем
когнитивном поле аналогично естественным наукам. Но -- облом-с.
Ничего и близко нет.
Всё просто, писал Поппер. В свободном пересказе: поскольку мы не
можем никак знать сейчас то, что будет известно в будущем, то мы не
можем предсказать направление движения человеческой истории.
Ещё один нюанс.
Марксизм утверждает, что с развитием производительных сил классовая
борьба в каждой формации усиливается, и в результате "количество
переходит в качество" -- возникает новая историческая формация, с
другим парным набором классов.
Но исторически это -- хрень. Наглядно видно на примере феодализма:
в то время социальный миропорядок считался божественно
установленным, и бунтовать против такого крестьянам и в голову не
приходило. Есть феодалы, есть они, бог так создал. Сопротивление
бессмысленно -- да и в голову ересь о несправедливости
божественного не придёт.
Возмущение крестьян было не их эксплуатацией, это было привычно.
Дело было в другом: скажем, изначально то, что можно назвать
налогами, платили натурой. Сельскохозяйственной и проч. Типа отдать
феодалу столько-то мешков зерна и проч. Деньги практически не
использовались, хозяйства были бедными и поэтому практически
натуральными. А тут вдруг начинают требовать налоги в каких-то там
"деньгах", которые надо где-то как-то добыть, чтобы отдать. Или,
например, еще 200 лет назад был заключён договор -- с каждой
деревни 100 буказаидов в год. И пра-пра-пра...деду нынешнего
феодала этого вполне хватало, чтобы бухать весь месяц. А сейчас
феодалу хватает хорошо если на две недели. Слова же "инфляция"
крестьяне не знают и не признают и считают повышение налога
беспределом и произволом против традиций.
Но и это ещё не всё, как некогда говорили в ТВ-рекламе.
Значит, у нас крестьяне выступают против феодалов, два класса
согласно марксизму. Так что, у нас, раз феодалы -- ретрограды,
крестьянство является передовым классом, побеждает в конце концов
феодалов и начинает строить новую формацию, буржуазную? Да ни разу!
Крестьян феодализм вполне устраивает -- это традиционно; просто
чтобы без беспредела, а как веками жили. Безо всякой "классовой
борьбы", чуть ли не симбиозно по сути. Феодализм остаётся в прошлом
не из-за крестьян; буржуазную формацию утверждают, как нетрудно
догадаться, буржуи. Новый класс, который постепенно появился и был
весь в обидках: бабло есть, а уважения -- нет. Вот и начали скупать
титулы, заключать браки с дворянами и всё такое.
И вот мы подошли к интересному вопросу: если не было передового
класса при феодализме (ну не крестьяне же, в самом деле), то с чего
бы назначать пролетариат передовым классом при капитализме? Чистой
воды идеология.
Бердяев, конечно, философ религиозный и поэтому глючный, но вот в
этом с ним сложно не согласиться:
"Приступая к критике исторического материализма, мы прежде всего
должны отметить его полнейшую методологическую и гносеологическую
наивность. У сторонников этого учения существуют крайне путаные
взгляды на характер той дисциплины, к которой применяется их
«материализм». Есть ли это дисциплина историческая, социологическая
или историко-философская? Определенного ответа на этот важный
методологический вопрос нельзя получить от экономических
материалистов. Марксистский «материализм» есть
гносеологически-наивное смешение конкретных положений истории,
абстрактно-научных положений социологии и метафизических идей
философии истории.
Идея классовой идеологии, классовой точки зрения на жизнь с ее
борьбой, на исторический процесс и даже на весь мир — это пункт, в
котором марксизм перестает быть наукой или философией и становится
религией".
А какой именно религией? Капитализм -- это религия денег, вера в
них как нечто универсальное, к чему всё сводится, и поклонение им.
Главное в капитализме -- не какое-то там "противоречие между
производством и присвоением", а попросту стремление к росту личного
богачества как самоценности. Капитализм -- это идеология само- и
сверхценности денег.
Крайне важно понимать, что все могут жить в достатке. Но
капитализму нужны именно богатые и бедные. Для "они будут ползать
на четвереньках, а мы на них плевать" (с) Кин-Дза-Дза.
Ceterum censeo Ucrainam esse delendam.
- Мой комментарий к записи «Симоньян «остановила сотрудничество» с информационным диверсантом
- # Труд когнитариата - умственная деятельность в материальном производстве
- Крысаки: 13-15 июня 2022
- # Прояснился эпизод с выводом Ху + # ХХ съезд КПК закончился. Улыбаемся и машем
- Мой комментарий к записи «Нужен ли тест ДНК на отцовство?» от kilativ
- Словарик 02: Этнос и нация - 4
- К вопросу нации +04 (II:4++): иллюстративное
- Что такое капитализм? Часть 3а: История понятия
- Онто- и гносеологическое 05-2: дополнение к вопросу существования
- Справедливость 2-01: Цели справедливости, личное
Телеграмм-канал: t.me/warrax_news
ВК: https://vk.com/warrax_bfp
https://www.youtube.com/WarraxBFP
http://www.youtube.com/DaimonBFP
|
</> |