О христианском отношении к оркам

топ 100 блогов anairos17.06.2024 Почитал я тут в подробностях о страданиях Профессора нашего Джона Р.Р. Толкина по оркам. И пребываю от этого в некотором офигении.

Когда Толкин только начинал работать над своим великим проектом, Арда несколько напоминала зороастрийский космос. Праведные божества Валар по проекту Эру творили мир и населяли его свободными чистыми существами. Мелькор по собственному проекту наводнял свежесозданный мир чудовищами. Орки, тролли, драконы, варги и прочая храфстра – всё это были плоды его злобы, жестокости и жажды власти.

По этому первоначальному плану орки выходили из кипящей подземной грязи – этакие големы, уродливые, не вполне живые существа, воплощение тёмной воли своего создателя.

Но затем Толкину пришло в голову, что как-то оно получается не по-христиански. В христианстве дьявол не может сам от себя ничего творить, он лишь искажает и портит то, что задумано и создано Творцом.

А всё, что задумано и создано Творцом, изначально благо, и никакая сила не может его испортить так, чтобы благо в нём полностью исчезло. Нет неисправимых грешников, есть только такие, кто закостенел во зле и отказывается каяться.

(Сатана, правда, тоже задуман и создан Творцом, но «это другое» – христианские богословы исписали множество томов, аргументируя, почему падшие ангелы стали чистым злом).

В такую картину существование целого народа неисправимо злых орков никак не вписывалось. Мелькор, из Аримана ставший Люцифером, больше не мог их создать по своему образу и подобию. Он мог лишь извратить что-то, что уже существовало до него – а значит, в сущности своей было и остаётся хорошим.

Казалось бы, в чём проблема – сделай орков чуточку человечнее. Пусть это будут злые, испорченные, но всё же не совсем неисправимые существа. Пусть они будут хотя бы отчасти способны на привязанность, сострадание, симпатию. Некоторые из них могли бы даже покинуть своего жестокого хозяина и перейти на сторону сил добра и света – или по крайней мере мечтать об этом.

Миф, что орки – это сломленные пытками эльфы, мог бы придать этой концепции необходимый объём. Не маньяки-психопаты, что не знают и не хотят никакой иной жизни, а существа, которые ещё помнят, что когда-то были другими, и сами страдают от собственных извращённых желаний. Они ненавидят Моргота за то, что он с ними сделал, но продолжают ему служить, потому что только он принимает их и даёт им то, к чему они теперь стремятся.

Или наоборот, превратить их из народа в состояние – предельную стадию падения и искажения для любого разумного существа. Эльф ты, человек, гном, хоббит – чем больше ты творишь зла, тем сильнее пропитываешься Тьмой. Она уродует не только твою душу, но и тело. И когда ты сам, своими руками, истребишь в себе последние ростки человечности – ты станешь орком, таким же тёмным, злобным и безобразным, как твой повелитель Моргот.

Опять же, прецедент был – Кольца власти, затронутые тьмой Саурона, примерно так и действуют на своих владельцев. А сам же Толкин в черновиках писал, что Мелькор, отвечавший в творении за материю, из которой создан мир, постарался привязать свой дух к Арде, как бы сделав саму землю своим Кольцом.

Но по неизвестным нам причинам Профессор не смог сделать ни того, ни другого. Он раз за разом пытался натянуть сову на глобус – оставив в Арде всё как есть, объяснить, как это возможно в мире, живущем по законам христианской метафизики.

В черновиках он объявлял орков то бывшими эльфами, то бывшими людьми, то меньшими майар во плоти (наподобие волшебников-истари, но на стороне Тьмы). Наконец, у него была версия, что это попросту «биороботы» – живые организмы, не имеющие ни разума, ни сознания, ни воли. Их речь – не настоящая коммуникация, а лишь обмен сигналами, а слова они используют потому, что так было удобнее их создателю.

Но и этот вариант тоже звучал неубедительно, потому что и в «Хоббите» и во «Властелине колец» орки общаются между собой вполне осмысленно, испытывают эмоции, вынашивают планы, даже о чём-то мечтают.

Так до конца дней своих Толкин и не смог разрулить противоречие, которое сам же и создал.

В этом есть что-то парадоксальное. Казалось бы, ты автор – ты сам придумываешь не только законы, но и события своего мира. Как ты скажешь, так и будет.

Но проект «Арда» явно обладал над своим автором большей властью, чем он над проектом. Толкин действовал точно так же, как христианские философы реального мира: не в силах изменить то, как тут всё устроено, пытался истолковать это в христианских понятиях.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Страна, которая подарила миру волшебные сказки братьев Гримм, классическую музыку Бетховена и Вагнера, двигатель внутреннего сгорания, первый автомобиль и многое другое, ежегодно привлекает миллионы туристов со всего света. Старинные традиции, богатая культура, множество ...
Ну, точнее, не очень горячей - так градусов 60. Это я очень хороший способ предохраняться от беременности прочитала на сайте. Короче, смысл такой, что при нагревании сперматозоиды погибают. То есть у мужчины сохраняется потенция и вообще организм никак не страдает, всё потом ...
Малый розарий парка «Сокольники» был создан в период 1953-1957 г.г. Расположен в юго-восточной части парка, между 5-м и 6-м Лучевыми просеками, недалеко от Центрального Сокольнического Круга. Основное функциональное назначение Малого розария – зона тихого отдыха. Центром ...
Сегодня исполняется 135 лет со дня рождения ныне здорово подзабытой русской советской писательницы, журналиста, педагога Лидии Николаевны Сейфуллиной Портрет Лидии Сейфуллиной, 1930-е годы. Холст, масло. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля Михаил ...
Сколько уже раз мы слышали такие истории, но они все равно продолжают повторяться. Так, на днях опять было совершено жестокое преступление. Жительница Белорецка стала жертвой ...