Любовь и пустота
anairos — 03.06.2024 По моим наблюдениям, между духовными путями – не говорю «религиями», потому что не в каждой религии есть духовный путь, а где есть, их обычно несколько – существует одно фундаментальное различие.Одни стремятся отменить сотворение мира, а другие – довести его до конца.
Первые учения провозглашают идеальным состоянием то, которое было до начала времён. Безымянную, бесформенную Пустоту, в которой нет никакого разделения. О ней нельзя сказать даже, что это небытие, потому что границы между бытием и небытием в ней не существует тоже. Она за пределами любого разумения, вне любого наименования.
Туда-то они и призывают вернуться, отказавшись от форм и имён. Имена для них – величайшее зло, ведь они ограничивают, привязывают к обусловленному существованию. Никакое имя не существует само по себе, все они определяются друг через друга. Принять любое – значит, принять всю систему, стать её частью.
Другие же превозносят творение как величайшее благо. Творческая сила = любовь = воля разделяет противоположности, дарует имена, придаёт форму. Имя – величайшее благо, ведь только оно определяет, кто ты есть, а значит – без него тебя попросту нет. Цель духовного пути – найти своё имя и безупречно вписаться в него, достигнув предельной чистоты.
Чистота представляется мне даже более важным понятием для этих систем, нежели добро, потому что она объективна и не зависит от точки отсчёта. Это состояние, когда нет никакого смешения, каждая вещь на своём месте, каждый смысл выражен единственно возможным образом.
Земля кажется нам грязной, потому что она состоит из песка, глины и перегноя, в неё уходят трупы и нечистоты. Но она становится грязью лишь там, где ей не место – например, в доме. На своём месте земля чиста и свята, ибо она предельно ясно выражает свой смысл: то, что принимает в себя отжившее, разлагает его и даёт ему новую жизнь. Не будь она «грязной», она не была бы чистой: стерильный мёртвый песок или камень – неправильная земля.
Мир сложен, его можно описывать бесконечным количеством способов, а человек – единственное существо в известной вселенной, способное выбирать, кем ему быть. Потому среди учений второго пути куда больше различий, чем среди учений первого.
Кто-то жаждет скинуть оковы плоти и сделаться чистым духом, а кто-то – очистить единство души и тела от скверны греха и освятить небесной благодатью. Для кого-то каста, к которой ты принадлежишь с рождения – часть твоего имени, а для кого-то это скверна, мешающая людям достигнуть равенства в совершенстве. Кто-то исповедует веру родной земли, а кто-то стремится стать существом космоса.
Но их всё равно объединяет это стремление к определённости и чистоте, в противоположность стремлению первых к бесформенности и безымянности.
|
</> |