
Ночной парад монстров

В общем, я вам покажу немного картинок всяких японских монстров авторства моего любимого Кёсая, тем более, что я давно обещала.
Усаживайтесь поудобнее!

Картинка из сборника гравюр 1889 года 暁斎百鬼画談 (Кёсай Хякки гадан).
Слушатели собрались поздно вечером около рассказчика. Кому совсем страшно - спрятались под одеяло.
А вам не страшно?

Еще один слушатель храбро подползает поближе, превозмогая страх.
История эта начиналась давно, очень давно. Когда люди еще верили, что все, существующее на этом свете, имеет душу. Когда боги и святые запросто ходили между людьми и жили среди людей.
Устные предания о злокозненных существах, бродящих ночами по улицам поселений людей и играющих с запоздавшими путниками злые шутки, ходили по Японским островам еще до появления письменности. А с появлением этой самой письменности какие-то из сохранившихся сказаний были записаны вместе с мудрыми сказками и притчами, пришедшими с материка, из Китая и Индии.
Среди прочего было записано и предание о ночном параде ста монстров - 百鬼夜行 (Хякки яко, Хякки ягё). В определенные дни года всякая нечисть чувствует себя особенно вольготно. И собирается вместе глубокой ночью, чтобы с шумом и грохотом промчаться по улицам Старой Столицы, внушая страх и ужас ее обитателям. Особенно монстры предпочитали улицу Ичиджё-дори, которая вела на старое кладбище. Горе тому, кто неосторожно окажется на пути у этого шествия! Если он не принадлежит к клану онмёджи (колдунов-астрологов) и не имеет при себе бумаги с защитными заклинаниями, больше ни одна живая душа никогда не встретит его.
По поверьям, Хякки яко проходит в ночь на Новый год, в день Крысы второго месяца года, в дни Коровы третьего и четвертого месяцев, в дни Змеи пятого и шестого месяцев, в дни Собаки седьмого и восьмого месяцев, в дни Козы девятого и десятого месяцев, в дни Дракона одиннадцатого и двенадцатого месяцев.
Позже к описаниям этих злокозненных существ добавились и картинки, нарисованные разными авторами в силу богатства своего воображения.
Одним из самых ранних изображений считается свиток времен Муромачи 百鬼夜行絵巻 (Хякки ягё э-маки):

Все картинки кликабельны, на Яндексе можно посмотреть в полном размере.
Примерно с 12-13го веков сюжет "Хякки яко" становится одним из самых популярных у художников. Кто только ни рисовал гуляющих и разгулявшихся монстров! Как целой процессией, так и по отдельности.
Тут надо добавить, что по древним японским поверьям помимо очевидных вредителей по происхождению, так сказать, типа чертей-они, водяных-каппа, тэнгу и прочих, зловредными существами могли стать и самые обычные бытовые вещи, при условии, что они прожили рядом с человеком слишком долгую жизнь. Потому от старых вещей рекомендовалось регулярно и аккуратно избавляться. Или передавать их на хранение в храмы, где монахи имели силу и власть нейтрализовать нечисть.
Стало быть, картинки из упомянутого цикла гравюр Кёсая 1889 года.
1.

Открывает парад воинство нечисти, разгоняя с пути всех, кто не успел спрятаться.
2.

За ними следует армия свеженьких скелетов.
3.

А вот пошли и монстры обычных вещей. Точнее, обычными они были для людей того времени, сейчас многое из этого опознается с трудом или вообще не опознается. В центре - ботинко-монстр. Справа - монстр буддийской мухогонялки. Слева бежит монстр храмового гонга.
4.

Монстры музыкальных инструментов.
5.

Справа бежит монстр древне-японского ручного органчика "шё", а за ним - носорого-монстр. Да, носороги тут считались жуткими монстрами, судя по всему.
6.

Монстры ритуальных танцев. Веера, шапок танцора и ложки.
7.

Монстр шапки придворного и монстр онуса (палки с бумажными фестонами, используемой синтоистскими священниками).
8.

Монстры разных предметов одежды и обуви.
9.

Монстры-животные, в том числе и несуществующие в реальности.
10.

Монстрообразные дамы благородные.
11.

Монстрообразные дамы попроще. В том числе китсунэ и неко.
12.

Монстры зонтика и соломенных тапок в сопровождении монстро-собаки.
13.

Монстры кухонной утвари.
14.

Злые духи гор и рек.
15.

Еще монстры всяких животных.
16.

Монстры "культурные" - свитков, "поющей чаши" и слоно-монстр.
17.

Непереводимый фольклор.
18.

Монстр ножниц в сопровождении монстро-животных.
19.

Традиционный предводитель парада Нурарихён (с большой головой) в сопровождении монстро-собаки и монстро-волка.
20.

Вон то, черненькое - монстро-заяц. Потом монстро-слон и безглазая бабка.
21.

Дракон любуется на всякую нечисть. Крайняя справа - монстро-свекровь.
22.

Буддийские монстры - одноглазый монах и статуя будды, Посередке, мелкое - каппа.
И еще немного картин Кёсая на ту же тему.

Рисунок тушью примерно 1882-1884 годов.
Акварельные рисунки начала 80х годов 19го века.





А эту картинку я уже показывала в посте про самого Кёсая. Занавеска для театра Кабуки, где в виде монстров изображены актеры театра.

Настенные свитки примерно начала 80х годов 19го века.

И парный комплект:


Ширмы парные середины 80х годов 19го века:


Часть монстров, как видите, кочует из картины в картину. А кое-какие появляются явно по настроению и желанию самого художника. В общем, мораль очевидна: монстром может стать что угодно и кто угодно.
Опасайтесь!
|
</> |
