О ходьбе Путина по граблям Хусейна и Каддафи


Это история откровенной мести и политической целесообразности, фальсификации доказательств и сокрытия улик, срежиссированная на самых высоких уровнях в Гааге, Киеве и Вашингтоне. Примерно так можно было бы охарактеризовать Официальные итоги расследования о крушении MH17 в небе над Донбассом, обнародованные накануне. И, возможно, это было бы самой правдивой их оценкой, но…
Но заглавная фраза взята – с небольшой редактурой – из частного журналистского расследования не менее громкой авиакатастрофы недавнего прошлого.
Чуть более 30 лет назад в небе над Шотландией взорвался Boeing-747
авиакомпании Pan American, который совершал рейс PA103 по маршруту Франкфурт-на-Майне—Лондон—Нью-Йорк—Детройт. Все 259 пассажиров, находившихся на его борту, погибли. Многие из них были гражданами США. Ещё 11 жертв крушения встретили свою смерть на земле: их убили упавшие обломки и начавшиеся пожары из-за пролитого топлива.
Три года международная команда следователей кропотливо собирала улики, показания свидетелей, данные экспертиз. А затем возложила всю тяжесть вины за трагедию на ливийские спецслужбы и лично главу Ливии Муамара Каддафи – на том лишь основании, что главный подозреваемый был родственником одного из ближайших соратников руководителя Джамахирии. Причём обвинение было выдвинуто вопреки многочисленным признакам, данным и свидетельствам, что за терактом стояли группы, подконтрольные Ирану, а непосредственный приказ отдал сам аятолла Хомейни.
Но все альтернативные версии тогдашнее следствие просто проигнорировало. Как и нынешняя команда JIT по МН-17.
В основу обвинений против Ливии были положены, во-первых, показания мальтийского лавочника Тони Гаучи, который утверждал, что он продал одежду, которая находилась в чемодане с бомбой, 47-летнему сотруднику службы безопасности Ливийских Авиалиний Абдельбасету аль-Меграхи. Во-вторых, звеном в цепочке «доказательств» стало свидетельство агента ЦРУ по имени Абдулмаджид Джака, который якобы вспомнил, как аль-Меграхи сначала получил в аэропорту на Мальте чемоданчик Samsonite, похожий на тот, в котором находилась бомба, а на следующий день загрузил его в самолёт, отправлявшийся во Франкфурт, снабдив поддельными бирками. По мнению следствия, благодаря этому смертоносный багаж оказался в итоге на борту Боинга компании PanAm. Наконец, третьей уликой стала деталь таймера взрывного устройства, через которую следователи вышли на фирму-производитель – МЕВО из Швейцарии – и один из её совладельцев «припомнил», что аналогичные часовые механизмы были поставлены в Ливию по госзаказу.
Впоследствии, однако, всплыли «неудобные» детали. В частности, в СМИ просочились сведения, что ФБР посулило хорошее вознаграждение совладельцу МАВО за «более точные» показания, связывающие таймер и Ливию, но тот наотрез отказался, опасаясь обвинения в лжесвидетельстве. Также стала достоянием гласности информация о том, что мальтиец Тони Гаучи вначале не опознал аль-Меграхи по фото, и только кропотливая работа с ним агентов ФБР прояснила его память. В итоге подозреваемый был правильно опознан только с 18-й попытки. Наконец, журналисты раскопали и то, что эксперт-взывотехник в 30 случаях изменил лабораторные отчёты в пользу стороны обвинения.
Кроме того, как заявляли родственники некоторых потерпевших, не удовлетворённые выводами следствия, оно так и не смогло установить, как устройство, призванное запустить таймер на определённой высоте, сработало только на третьем рейсе, благополучно пропустив два предыдущих.
Но всё это не помешало судьям вынести вердикт против аль-Меграхи, а #США причислить Ливию к «спонсорам терроризма».
Дальнейшее хорошо известно. Первоначально в Триполи отвергали все обвинения. Но 10 лет санкций заставили Каддафи пойти на мировую. Предполагаемые исполнители были выданы Великобритании, и на специальном суде аль-Меграхи получил пожизненный срок в тюрьме. Ещё через несколько лет Ливия признала ответственность своих официальных лиц за взрыв рейса РА103, хотя и отвергла какую-либо роль Муамара Каддафи в этом деле. Но это ему не помогло: в 2011 году в ходе как бы внутреннего конфликта ливийский лидер был низложен и впоследствии убит, причём активную политическую и военную поддержку повстанцам оказывали США и их союзники по #НАТО. А в западной прессе тех лет мелькали предположения, что Штаты таким способом отомстили Каддафи за гибель своих граждан в небе над Локерби.
Кстати сказать, мотив мести упоминался и в связи с американским вторжением в Ирак. Многие наблюдатели в те годы отмечали, что проведение «Бури в пустыне», приведшей к свержению и гибели Саддама Хусейна, было актом личного возмездия президента США Джорджа-Буша-младшего. Якобы он таким образом 10 лет спустя наказал иракского диктатора за приказ о подготовке в 1993 году покушения на 41-го хозяина Белого дома, Джорджа Буша-старшего. Более реалистичным, однако, выглядит предположение, что Хусейн поплатился за попытку аннексировать Кувейт, бывший в 1990-х верным союзником Вашингтона, а также за угрозы Америке атомным, бактериологическим и химическим оружием.
Казалось бы, что общего у Владимира Путина с названными авторитарными лидерами ближневосточного региона, кроме имиджа международного хулигана?
Но люди, хорошо знакомые с механизмами принятия решений в западных демократиях, утверждают, что российский президент повторяет всю ту же ошибку, обошедшуюся очень дорого и Хусейну, и Каддафи. Неумение эффективно работать с общественным мнением как внутри страны, так и за её пределами. Особенно с западным общественным мнением. Из-за того, что оба диктатора пренебрегали всеми правилами антикризисного пиара, троллили и дразнили истеблишмент и обывателей, обильно использовали агрессивную риторику и порой путались в показаниях, широкая общественность на Западе уверилась в необходимости превентивной защиты от этих «плохих парней». И в целом благосклонно восприняла как силовые операции против них, так и последовавшую скорую расправу.
Владимир Путин сейчас во многом ходит по тем же граблям. В западной прессе он – «плохой парень», попутавший берега, угроза спокойствию и благополучию простых бюргеров и фермеров. Отчего в глазах многих обывателей нынешний хозяин Кремля – вовсе не смелый Давид, бросивший вызов американскому Голиафу, а нарушитель правил и международный агрессор. Тот, кто санкционировал «операцию #Крымнаш», которая стала первым в послевоенной Европе чисто силовым переделом границ одной страны в ущерб другой. Тот, кто фактически благословил стрельбу вооружённых мятежников по мирному самолёту. Тот, чья риторика живо напоминает пропаганду #СССР времён «холодной войны» и чьё слишком вольное обращение с фактами стало уже притчей во языцех.
Возможные #прогнозы дальнейшего развития событий, как минимум, неутешительны.
Так зачем же Владимир Путин так подставляется сам и подставляет целую страну?
|
</> |