О феномене нерелигиозного сознания
bantaputu — 25.07.2023 Несмотря на абсолютное неверие в это со стороны верующих, нерелигиозное сознание существует.Различие между религиозным и нерелигиозным сознанием в природе мыслимых аксиом. Для религиозного сознания аксиомы абсолютны, для нерелигиозного они условны. Различий в технике разсуждений при принятых аксиомах между двумя типами сознания нет.
Возможность условности аксиом выглядит абсурдно и неправдоподобно с человеческой точки зрения. Все люди без исключения делают выбор, принимают что-то в качестве непреложной данности лично для себя. Даже если выбор субъекта меняется со временем, что случается довольно часто, в каждый данный момент он аксиоматичен и безусловен. Идея представить выбор как условный, обусловленный естественно отвергается и принимается как попытка ослабить индивидуум, как враждебная пропаганда, как психологическая манипуляция. Защита права на безусловные аксиомы это защита права на самоутверждение и существование, которые сами понимаются как безусловные аксиомы, она необходима и естественна для человека. В острой внутривидовой борьбе только те, кто принимали нечто как безусловное, не позволяя другим разрушить свою уверенность, получали шанс продолжить род и завоевать средства к существованию. Способность принимать аксиомы как безусловные это эволюционно оправданная особенность человека. Религиозное сознание это естественный и необходимый плод эволюции.
На этом фоне отказ от безусловного характера аксиом выглядит безумием и самоубийством, к тому же трудно объяснимым логически. Тем не менее, люди, способные на такое мышление, существуют. Почему так?
Мыслительная конструкция, закрепившаяся в ходе эволюции, есть "ошибка выжившего". Природа мышления несообразна с любыми шаблонами, даже с объективно необходимыми и спасительными. Несообразна с самой идеей шаблона. Нерелигиозное мышление есть преодоление "ошибки выжившего", сопряжëнное с определëнными рисками и при этом противоречащее практике личного выбора, которая сохраняется и для нерелигиозных индивидуумов тоже. Нерелигиозность сложно сопрягается с практической внутренней жизнью человека, состоящей в обретении практически используемых безусловных для этого индивидуума аксиом. Тем не менее, нерелигиозность существует и успешно практикуется некоторым числом людей.
Полагаю, что природа нерелигиозности объясняется тавтологично. Нерелигиозные люди могут одновременно принимать конкретные личные аксиомы как безусловные и аксиомы вообще как условные потому, что они это могут. У них есть такая способность. В их личностях хватает места для необходимых каждому человеку индивидуальных решений и для обобщения всех решений вообще как частных. С точки зрения биологии, по-видимому, это обстоятельство расшифровывается как "несколько больше нервных клеток в этих участках коры головного мозга, отвечающих за обобщения" и, может быть, "несколько меньше в других участках, отвечающих за впечатление от собственных аксиом".
С точки зрения участия во внутривидовой борьбе нерелигиозные люди должны обладать несколько большей способностью разрушать чужую аксиоматику и несколько меньшей мотивацией к такому разрушению, чем люди религиозные. Они не чудо-оружие. Они лучше вооружены для защиты от навязывания аксиом извне, поскольку считают всë приходящее условным, и хуже вооружены для такой защиты, поскольку не имеют собственных безусловных аксиом, препятствующих внедрению внешних идей. Они не чудо-оружие. Скорее, они инструменты для поиска новых возможностей, машины для приспособления - как и весь неокортекс как таковой.
|
</> |