О фантомных страхах.

топ 100 блогов maria_vlasova30.06.2020 Что такое фантомные боли, хотя бы раз слышал, пожалуй, каждый мой читатель. Страшная штука.

О фантомных страхах.

В терапии же я периодически сталкиваюсь с тем, что лично я называю «фантомные страхи» — это что-то вроде памяти о травме // памяти о старом (как правило, деструктивном) сценарии. Чаще всего ФС дают о себе знать при работе с лицами, страдающими дисморфофобией и расстройством пищевого поведения и служат маркером необходимости ещё раз проговорить как минимум механизмы контроля для, собственно, осознавания клиентом этого контроля. Фантомные страхи — это как бы страхи «по привычке». Причём, по старой привычке, которой нет места в текущей картине мира.

Как всё это выглядит на практике, покажу на примере своего клиента, который вырос без отца.

Точнее, так: первые 5 лет он рос с отцом-извергом, который его бил ремнём за каждую провинность, а потом благополучно самовыпилился не только из жизни моего клиента, но и из этого мира путём езды в пьяном состоянии по встречке.

Травма? Тройная. «Я плохой, раз отец меня бьет». «Я плохой, раз у меня нет отца». «Я плохой, раз у меня такая генетика»

Фигуры, заменяющей отца, у мужчины (32 y.o.) перед глазами тоже не было: при жизни отца мама жила в страхе, как и почти каждая созависимая, а после его смерти долгое время была в депрессии из-за ухода объекта зависимости. Потом же, когда худо-бедно оклемалась, поняла, что уже не родит, а раз не родит, то и «кому я такая нужна». С дедушками тоже не сложилось.

Бывает, увы, и часто.

Анамнез, как Вы сами видите, был сложный и мешающий реализации себя в социуме («Я плохой, другие лучше меня, да что я вообще могу»). В целом, 8-9 месяцев терапии, за время которой умирает от онкологии мать клиента, уходит женщина, отношения с которой перестали казаться клиенту нормальными (во многом потому, что они дублировали отношения его собственных родителей, а барышня была объективно зависима от каждого его чиха), и... происходит знакомство с девушкой без травматического анамнеза. Не девушка, а прелесть: из хорошей и полной семьи со здоровой моделью отношений перед глазами, качественным образованием и ясной позицией в жизни, счастливая семья для которой — один из приоритетов и целей, причём — уже в самое ближайшее время.

Хеппи энд, скажете? Как бы не так.

Жесточайший регресс случился, когда партнёрша (на сегодняшний день уже жена) забеременела, а мужчина на одной из поддерживающих сессий спросил: «А вдруг мой сын повторит мою судьбу? Он же мой сын».

Откуда уши у вопроса, поняли? Дало о себе знать всё то «тройное комбо», описанное в самом начале поста: во-первых, «я же (был для себя) плохой»; во-вторых, «у меня же не было отца»; в-третьих, вся же эта «генетика» записывается, а ребёнок — это же «часть меня, значит, и судьба у него такая же». Это было что-то вроде фантомных болей после ампутации: травма-то проработана (объективно — «ампутирована», жизнь у клиента идёт по качественно другому сценарию, что видно в динамике), но вот животный страх по старой памяти напомнил о себе, потому что клиент, узнав о том, что у него скоро будет ребёнок, вспомнил, как ему было плохо в тот период, когда он сам был ребёнком.

Что делать? Разубеждать? Объяснять, почему нет? Мне самой? Ну нет. На его страх это не повлияет от слова «совсем».

Отчасти поэтому с фантомными страхами я работаю несколько иначе.

— Возможно.
— Эм… это как?
— удивился С.. — Я же к Вам почти год на терапию хожу.
— И?
— В смысле «и»? Я же думаю по-другому. Лиза — адекватная женщина. Я чувствую в себе уверенность и всё такое. Почему это «возможно»? С чего бы это вдруг мне становиться таким человеком, которым был мой отец, на которого я совершенно не похож? Вот год назад — да, год назад мой сын от той женщины мог бы вырасти без отца, а мой сын сейчас и от Лизы вряд ли такое переживёт, причём даже если мы вдруг с ней по каким-то причинам когда-то разойдётся. У моего сына будет отец.
— Уверены?
— 100%.
— Ну, значит, невозможно.
— Так возможно или невозможно?
— Вы сами только что ответили
.

(с)

Как видите, основной механизм, который, на мой взгляд, позволяет достаточно быстро решить проблему без её культивирования — это рационализация, причём — сделанная клиентом. Таким способом можно убить сразу двух зайцев: контроль динамики терапии (раз) и напоминание, что ответственность за свою жизнь и за своё поведение лежит исключительно на человеке, а не на непонятно кем прописанном «семейном сценарии» (два). Просто потому, что мы сами пишем сценарии, ребята. Каждый день. И даже прямо сейчас. Можно списать утопичный и предсказуемый, а можно заморочиться — и создать что-то креативное, жизнеспособное и своё.


Такие дела.


PS. А вы проходили терапию? Вас мучили фантомные страхи? Если да, то какие?


Подпишись на мой блог!

Instagram: vlasova_rus
Twitter: vlasova_rus

За что я обычно баню.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Помните, как когда-то по Москве гоняли (вернее, неспешно передвигались) старые добрые трамваи? Сколько добрых советских фильмов снято с их участием... Оригинал фото Сегодня власти столицы озабочены воссозданием нового трамвайного парка, ведь это — самый экологичный вид транспорта ...
Прошло время и пишется уже с трудом, приходится вспоминать названия улиц и то, что на них находится, поэтому люблю писать посты сразу, в поездках. Набегавшись днём, вечером уже не до постов, но обычно я просыпаюсь очень рано и до следующих побегушек успеваю написать о том, что было ...
Когда мне прислали ссылку в первый раз, я улыбнулась, но посчитала, что это фотошоп. Когда мне прислали ссылку во второй, третий, восемнадцатый раз, решила, что таки нет. Не фотошоп.  По какому поводу банкет? Якобы, Натаааша Каралёёёва ...
Букингемский дворец, Британский музей, Тауэр, Бейкер-стрит, прогулка по местал славы агента 007, Ноттинг Хилл и Портобелло маркет и еще много всего. Лондон, знаете ли. Дорогущий город, в котором есть столько всего интересного, что смотреть, не пересмотреть. Особенно туристу, у ...
Неужели опять принца превратили неизвестно в кого? То есть известно - в голубя. Фотограф Marta Syrko ...