
О фальшивых мощах вообще и Марии Египетской в частности

Лично я думаю, что у нас они повелись от подарка, заявленного как правая стопа святой, сделанного в 1700 г. Иерусалимским патриархом Досифеем нашему думному дьяку Емельяну Украинцеву. Тот заключил в Стамбуле мирный договор с Портой и, заодно, ходатайствовал перед султаном о возвращении грекам Гроба Господня, которым завладели католики.

В Москве Украинцев заказал для мощей ковчег (хранится в ГИМ) и подарил их Сретенскому монастырю (где был единственный в городе храм в честь св.М.Египетской). Скорее всего, оттуда частички мощей и стали расходиться по городам и весям - другие подобные прецеденты из прежних времён мне неизвестны.
Впрочем, фальсификация реликвий является существенной частью греческой православной истории, и возможно, что нам от греков перепадали и другие частицы мощей, лишенные яркой истории, как эта. Вот, например, недавний случай.
Кстати о фальшивых мощах. Понятно, что не все они таковы. Наверняка есть и настоящие, есть перепутанные, в основном это подложные ещё в незапамятные времена, и т.д. Но вот у греков мощи всегда в отдельных ковчегах, а в русской традиции они могут быть вложены как в ковчег, так и в мощевик на иконе соответствующего святого. И здесь мы более правы: разницы в почитании иконы и мощей практически никакой, зато, как я говорю в таких случаях, хотя бы икона точно настоящая.
|
</> |
