О дудочке Крысолова
maysuryan — 18.09.2021Вначале я хотел назвать этот пост «о классовом подходе» :) но потом решил, что это скучно, и назвал так, как назвал. Дело вот в чём. В комментариях в этом блоге самые разные блогеры, от либерала, проживающего в Канаде, до сталинца, проживающего в Израиле, то и дело уговаривают меня и окружающих, что классовый подход, мол, ужасно устарел, и пора выкинуть его на свалку истории. Проблема, однако, в том, что лет 30 назад я сам так считал! Так что все их доводы знаю наперечёт, ещё тогда знал. Но для меня очень поучительным стало поведение людей — причём не каких-то абстрактных людей, а хорошо мне знакомых — во время событий Октября 1993 года. Потом это ещё раз столь же наглядно повторилось в 2014 году. А их поведение было поразительным!
Сторонники ненасилия в 1993-м требовали «уничтожить Верховный Совет со всем его содержимым».
Те, кто иронически высмеивал народные восторги перед Ельциным, пытались сами неуклюже, со слоновьей грацией лепить его культ (хотя из чего там было лепить, прости господи, тем паче к 1993-му году?).
Пацифисты-анархисты, решительные противники призыва, в 2014-м поддерживали армию Украины, проводившую «могилизации» призывников одна за другой.
При этом все попытки воззвать к простейшей логике, к здравому смыслу, наконец, к их собственным прежним суждениям отскакивали от них, как горох от стенки. Было такое ощущение, что они услышали дудочку Крысолова и перестали быть прежними, а стали персонажами сказки, услышавшими волшебный Зов. И резко поглупели. Как отмечал ещё Лев Давидыч, «политическое перерождение всегда связано с политическим поглупением». Что же это было? Да вот то самое и было. Люди вдруг в критический момент для своего класса услышали его голос. Зов. До этого они могли иронизировать, посмеиваться, критиковать, отмежёвываться от крайностей, осуждать эксцессы. Но тут с них это всё слетело, как наносная шелуха. Потому что речь зашла не о пустяках, а о жизненных интересах класса, то есть о его жизни и смерти. Почему они несли чепуху, от которой уши вяли? Вероятно, здесь подходит описание Стругацких из «Жука в муравейнике»: «Программа — программой, а сознание — сознанием. Ведь он не понимает, что с ним происходит. Программа требует от него нечеловеческого, а сознание тщится трансформировать это требование во что-то хоть мало-мальски осмысленное... Он мечется, он совершает странные и нелепые поступки». Это ещё в лучшем случае и до поры до времени — мечутся, пытаются осмыслить. А в худшем случае и в конце концов — просто некритически принимают программу своего класса и ведут себя соответственно, а произносимые слова чисто механически подстраивают к ней... Уж класс им подскажет и сам вложит нужные слова в голову.
И я убедился, что в спокойные моменты истории люди, возможно, и кажутся наблюдателю самодостаточными особями, хотя это ложная иллюзия. Но в моменты переломные всё это с них облетает и остаётся чистый классовый интерес, ничем не прикрытый. Голый. Тогда его и можно наблюдать во всей первозданной красе. И лучше это зрелище никогда потом не забывать, и всегда держать мысленно перед глазами, чтобы не заблуждаться на предмет того, что на самом деле движет течением Истории и поведением людей... Солидные буржуазные дамы, которые зонтиками стараются выколоть глаза арестованным парижским коммунарам 1871 года — картинка, которую очень полезно было держать перед мысленным взором любому социалисту в последующие 50 лет, и она очень помогла победе красного флага в 1917-м. Поэтому я всегда стараюсь помнить 3-4 октября 1993 года в Москве, которое наблюдал воочию, и 2 мая 2014 года в Одессе, которое видел только на экране. Как говорил в подобной ситуации А.И. Герцен: «За такие минуты ненавидят десять лет, мстят всю жизнь. Горе тем, кто прощают такие минуты!»
|
</> |