О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.
picturehistory — 23.11.2021Недавно вспомнился рассказ пожилой женщины, подростком пережившей войну и оккупацию.
Август 1943. Части 57-й красной армии ведут наступление южнее Харькова от Чугуева к Мерефе. На их пути встало большое село в балке. Немцы из оперативной группы «Кемпф» держат подвижную оборону, маневрируя пулемётными расчётами от хаты к хате. Атаки советской пехоты по открытому полю продолжаются несколько дней, в перерывах село засыпается 82-мм минами, многие хаты разрушены или горят.
Чтобы выжить, жители уходят в соседнее село, уже занятое красноармейцами. Пошла и она. На перекрёстке её буквально за руку схватили советские солдаты, вручили моток бинтов и направили перевязывать и помогать раненым. Их в придорожном овраге лежало около сотни, а санитаров два или три. Вероятно, они решили что девочка 13-14 лет, идущая из оккупации, вполне с этим справится.
В последующие дни, когда она жила уже в другом селе, по её словам, «туда непрерывно едут подводы с харчами и снарядами, а обратно те же подводы с ранеными».
Всё это побудило меня провести небольшое исследование — везде ли всё было так печально с догоспитальной помощью и эвакуацией в РККА?
Не везде. Самой массовой фронтовой «санитаркой» в СССР был сделанный на основе «Форда АА» ГАЗ 55, позже прославившийся как «этот пылесос» в «Кавказской пленнице» Гайдая:
Производство его было начато в 1938, и к началу войны было сделано не более 3 тыс. машин. Учитывая масштабы СССР, его армии из более 300 дивизий и огромные потери техники летом 1941, это капля в море. Ведь сан. транспорт нужен и в тылу — для перевозок между полковыми и дивизионными мед. пунктами, к госпиталям и сан. поездам, и т.д.
Фактически, всю войну бОльшая часть раненых эвакуировалась с передовой «попутным» необорудованным транспортом — конными повозками, бортовыми полуторками, автобусами, иногда сан. авиацией.
А как обстояли дела в армиях других воевавших стран?
Прежде всего, ни в одной воюющей армии не было прославленных героических «сестричек». Никто почему-то не «догадался» посылать женщин вытаскивать раненых из-под огня. Везде кроме РККА этим занимались мужчины.
В армии США их звали «combat medics».
Они были хорошо обучены и снабжены лекарствами.
Полевой мед. пункт ВДВ США, март 1945:
На многочисленных фото бросается в глаза по-видимому рутинная для combat medics процедура — проведение инфузий чуть ли не на поле боя, что очень важно для стабилизации состояния при кровопотерях.
Японцы не соблюдали правил Первой Женевской конвенции 1864 года и стреляли в медиков. Поэтому они не носили повязок и красных крестов на шлемах (фото).
Через десятилетие им придётся делать так же в войне с северными корейцами, тоже не соблюдавшими конвенцию.
Поинтересовавшись вопросом, я выяснил, что в РККА даже на полковых мед. пунктах инфузии проводились только 2% раненых.
Свою первую капельницу нуждающийся советский боец мог надеяться получить лишь на дивизионном мед. пункте (медсанбате) за 10-15 км от передовой, если конечно, доживёт до неё. Непосредственно после ранения он мог рассчитывать только на перевязку легендарной «сестрички»-санинструктора:
А как же с транспортом?
Сан. транспорт Вермахта состоял из машин нескольких производителей, стандартизированных под один образец.
Сан. автомобили возле немецкого госпиталя, Харьков, 1942:
Санитарный парк британской армии так же состоял из машин разных марок.
Одной из массовых был Bedford ML. Тот самый, водителем которого успела в конце войны побыть тогда ещё принцесса Елизавета:
Американский автопром славится традициями производства санитарных машин.
К началу 1-й Мировой Форд уже запустил свой конвейер, и в последующие годы войны из США в Европу были переправлены 4 362 санитарных Форда:
На них возили раненых и союзники, и сами американцы после вступления их в войну в 1917. Проблемой было найти водителей, поэтому на эту работу набирали «джентльменов-водителей» из лучших университетов Англии и США, таких как Гарвард. Одних литераторов на них ездило больше сотни, самый известный из которых Хемингуэй. За годы 1-й Мировой 152 водителя погибло, перевезя многие сотни тысяч раненых.
Во 2-й Мировой основной американской «лошадкой» стали полноприводные внедорожники фирмы Dodge различных модификаций:
Этих чрезвычайно проходимых и мощных машин было поставлено в СССР по Ленд-лизу более 20 тыс. штук. Но приоритет советское руководство отдало многоцелевым и командирским модификациям, получившим в СССР название «Додж — три четверти». На них перемещалось высшее командование, они служили в разведке и тягачами пушек. Санитарных фургонов было получено незначительное количество в конце войны.
К услугам американских врачей были и специально оборудованные вместительные «Дугласы»:
В заключение надо отметить принципиальную разницу в учёте раненых. В армии США раненый учитывался сразу при поступлении в руки медиков. И статистика выживаемости ведётся с первых минут. У американцев во 2-й Мировой она равняется 70,7% выживших раненых.
В СССР раненый или заболевший попадал в медицинский учёт только при поступлении в госпиталь. И статистика основана на данных госпиталей. И тут всё весьма достойно.
Через советские госпитали прошли более 15 миллионов раненых, из них не выжили 1 миллион 200 тысяч.
Сколько раненых не дожили до поступления в госпиталь, и скольких из них можно было спасти при более совершенной системе догоспитальной помощи и эвакуации, не известно. Во всяком случае, мне никаких данных по этому вопросу найти не удалось.