рейтинг блогов

О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

топ 100 блогов picturehistory23.11.2021
О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

Недавно вспомнился рассказ пожилой женщины, подростком пережившей войну и оккупацию.  

Август 1943.  Части 57-й красной армии ведут наступление южнее Харькова от Чугуева к Мерефе. На их пути встало большое село в балке. Немцы из оперативной группы «Кемпф» держат подвижную оборону, маневрируя пулемётными расчётами от хаты к хате. Атаки советской пехоты по открытому полю продолжаются несколько дней, в перерывах село засыпается 82-мм минами, многие хаты разрушены или горят.

Чтобы выжить, жители уходят в соседнее село, уже занятое красноармейцами. Пошла и она. На перекрёстке её буквально за руку схватили советские солдаты, вручили моток бинтов и направили перевязывать и помогать раненым. Их в придорожном овраге лежало около сотни, а санитаров два или три. Вероятно, они решили что девочка 13-14 лет, идущая из оккупации, вполне с этим справится.

В последующие дни, когда она жила уже в другом селе, по её словам, «туда непрерывно едут подводы с харчами и снарядами, а обратно те же подводы с ранеными».

Всё это побудило меня провести небольшое исследование — везде ли всё было так печально с догоспитальной помощью и эвакуацией в РККА?

Не везде.  Самой массовой фронтовой «санитаркой» в СССР был сделанный на основе «Форда АА» ГАЗ 55, позже прославившийся как «этот пылесос» в «Кавказской пленнице» Гайдая:

О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

 Производство его было начато в 1938, и к началу войны было сделано не более 3 тыс. машин.  Учитывая масштабы СССР, его армии из более 300 дивизий и огромные потери техники летом 1941, это капля в море. Ведь сан. транспорт нужен и в тылу — для перевозок между полковыми и дивизионными мед. пунктами, к госпиталям и сан. поездам, и т.д.

Фактически, всю войну бОльшая часть раненых эвакуировалась с передовой «попутным» необорудованным транспортом — конными повозками, бортовыми полуторками, автобусами, иногда сан. авиацией.

А как обстояли дела в армиях других воевавших стран?

Прежде всего, ни в одной воюющей армии не было прославленных героических «сестричек». Никто почему-то не «догадался» посылать женщин вытаскивать раненых из-под огня. Везде кроме РККА этим занимались мужчины.

О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

В армии США их звали «combat medics».

О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

Они были хорошо обучены и снабжены лекарствами.

О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

Полевой мед. пункт ВДВ  США, март 1945:

О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

На многочисленных фото бросается в глаза по-видимому рутинная для combat medics процедура — проведение инфузий чуть ли не на поле боя, что очень важно для стабилизации состояния при кровопотерях.

О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.
О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

Японцы не соблюдали правил Первой Женевской конвенции 1864 года и стреляли в медиков. Поэтому они не носили повязок и красных крестов на шлемах (фото).

Через десятилетие им придётся делать так же в войне с северными корейцами, тоже не соблюдавшими конвенцию.

О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

Поинтересовавшись вопросом, я выяснил, что в РККА даже на полковых мед. пунктах инфузии проводились только 2% раненых.

Свою первую капельницу нуждающийся советский боец мог надеяться получить лишь на дивизионном мед. пункте (медсанбате) за 10-15 км от передовой, если конечно, доживёт до неё.  Непосредственно после ранения он мог рассчитывать только на перевязку легендарной «сестрички»-санинструктора:

О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

А как же с транспортом?

Сан. транспорт Вермахта состоял из машин нескольких производителей, стандартизированных под один образец.  

Сан. автомобили возле немецкого госпиталя, Харьков, 1942:

О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

Санитарный парк британской армии так же состоял из машин разных марок.

Одной из массовых был Bedford ML. Тот самый, водителем которого успела в конце войны побыть тогда ещё принцесса Елизавета:

О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

Американский автопром славится традициями производства санитарных машин.

К началу 1-й Мировой Форд уже запустил свой конвейер, и в последующие годы войны из США в Европу были переправлены 4 362 санитарных Форда:

О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

На них возили раненых и союзники, и сами американцы после вступления их в войну в 1917. Проблемой было найти водителей, поэтому на эту работу набирали «джентльменов-водителей» из лучших университетов Англии и США, таких как Гарвард. Одних литераторов на них ездило больше сотни, самый известный из которых Хемингуэй. За годы 1-й Мировой 152 водителя погибло, перевезя многие сотни тысяч раненых.

Во 2-й Мировой основной американской «лошадкой» стали полноприводные внедорожники фирмы Dodge различных модификаций:

О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

Этих чрезвычайно проходимых и мощных машин было поставлено в СССР по Ленд-лизу более 20 тыс. штук.  Но приоритет советское руководство отдало многоцелевым и командирским модификациям, получившим в СССР название «Додж — три четверти». На них перемещалось высшее командование, они служили в разведке и тягачами пушек. Санитарных фургонов было получено незначительное количество в конце войны.

О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

К услугам американских врачей были и специально оборудованные вместительные «Дугласы»:

О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

В заключение надо отметить принципиальную разницу в учёте раненых.         В армии США раненый учитывался сразу при поступлении в руки медиков.  И статистика выживаемости ведётся с первых минут.  У американцев во 2-й Мировой она равняется 70,7% выживших раненых.

В СССР раненый или заболевший попадал в медицинский учёт только при поступлении в госпиталь. И статистика основана на данных госпиталей. И тут всё весьма достойно.

Через советские госпитали прошли более 15 миллионов раненых, из них не выжили 1 миллион 200 тысяч.

Сколько раненых не дожили до поступления в госпиталь, и скольких из них можно было спасти при более совершенной системе догоспитальной помощи и эвакуации, не известно. Во всяком случае, мне никаких данных по этому вопросу найти не удалось.

#медицина,#историявов, #автомобили 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Это когда человек подсаживается на путешествия и ради них готов врать, воровать, срать на репутацию. Жила-была 35-летняя девушка. Работала менеджером торгового зала в магазине одежды в Жулебино. Хорошо работала, старательно, честно, ретиво. Спустя восемь лет идеальной трудовой деятельност ...
https://t.me/tsarkrest/11782 Православная Сербия почитает воина Евгения Родионова как святого, православный Русский Народ тоже. Но только не богословская комиссия РПЦ ...
Вообще в сериале Звёздный Путь есть манифест. И по сути он ответ на вселенную Ефремова. Но они разные. Основная разница в типах общества. У Ефремова онг религиозное религии коммунизма. По сути форма теократии к тому же тоталитарной - дети в интернатах, родители не родители. По сути это ...
Всем привет, петербуржцы. Тут такое дело, вроде поутихло, можно спросить. А в Питере кто-нить бастовал насчет химкенскова леса ? Типа, это ж кошмар, лес рубят щепки летят ! Немедленно перестань, Путин, что ты делаешь !!ахахахаха.. и так далее. Я вот, сколько в Питер не езжу - всякий раз ...
Блумберг запостил в Твитырь ссылку на исследование о вкладе иммигрантов в экономику США . Цифры реально впечатляют. А сопроводительные комментарии — при всей банальности объясняемого — наглядно демонстрируют суицидальную природу ...