рейтинг блогов

О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

топ 100 блогов picturehistory23.11.2021
О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

Недавно вспомнился рассказ пожилой женщины, подростком пережившей войну и оккупацию.  

Август 1943.  Части 57-й красной армии ведут наступление южнее Харькова от Чугуева к Мерефе. На их пути встало большое село в балке. Немцы из оперативной группы «Кемпф» держат подвижную оборону, маневрируя пулемётными расчётами от хаты к хате. Атаки советской пехоты по открытому полю продолжаются несколько дней, в перерывах село засыпается 82-мм минами, многие хаты разрушены или горят.

Чтобы выжить, жители уходят в соседнее село, уже занятое красноармейцами. Пошла и она. На перекрёстке её буквально за руку схватили советские солдаты, вручили моток бинтов и направили перевязывать и помогать раненым. Их в придорожном овраге лежало около сотни, а санитаров два или три. Вероятно, они решили что девочка 13-14 лет, идущая из оккупации, вполне с этим справится.

В последующие дни, когда она жила уже в другом селе, по её словам, «туда непрерывно едут подводы с харчами и снарядами, а обратно те же подводы с ранеными».

Всё это побудило меня провести небольшое исследование — везде ли всё было так печально с догоспитальной помощью и эвакуацией в РККА?

Не везде.  Самой массовой фронтовой «санитаркой» в СССР был сделанный на основе «Форда АА» ГАЗ 55, позже прославившийся как «этот пылесос» в «Кавказской пленнице» Гайдая:

О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

 Производство его было начато в 1938, и к началу войны было сделано не более 3 тыс. машин.  Учитывая масштабы СССР, его армии из более 300 дивизий и огромные потери техники летом 1941, это капля в море. Ведь сан. транспорт нужен и в тылу — для перевозок между полковыми и дивизионными мед. пунктами, к госпиталям и сан. поездам, и т.д.

Фактически, всю войну бОльшая часть раненых эвакуировалась с передовой «попутным» необорудованным транспортом — конными повозками, бортовыми полуторками, автобусами, иногда сан. авиацией.

А как обстояли дела в армиях других воевавших стран?

Прежде всего, ни в одной воюющей армии не было прославленных героических «сестричек». Никто почему-то не «догадался» посылать женщин вытаскивать раненых из-под огня. Везде кроме РККА этим занимались мужчины.

О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

В армии США их звали «combat medics».

О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

Они были хорошо обучены и снабжены лекарствами.

О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

Полевой мед. пункт ВДВ  США, март 1945:

О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

На многочисленных фото бросается в глаза по-видимому рутинная для combat medics процедура — проведение инфузий чуть ли не на поле боя, что очень важно для стабилизации состояния при кровопотерях.

О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.
О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

Японцы не соблюдали правил Первой Женевской конвенции 1864 года и стреляли в медиков. Поэтому они не носили повязок и красных крестов на шлемах (фото).

Через десятилетие им придётся делать так же в войне с северными корейцами, тоже не соблюдавшими конвенцию.

О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

Поинтересовавшись вопросом, я выяснил, что в РККА даже на полковых мед. пунктах инфузии проводились только 2% раненых.

Свою первую капельницу нуждающийся советский боец мог надеяться получить лишь на дивизионном мед. пункте (медсанбате) за 10-15 км от передовой, если конечно, доживёт до неё.  Непосредственно после ранения он мог рассчитывать только на перевязку легендарной «сестрички»-санинструктора:

О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

А как же с транспортом?

Сан. транспорт Вермахта состоял из машин нескольких производителей, стандартизированных под один образец.  

Сан. автомобили возле немецкого госпиталя, Харьков, 1942:

О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

Санитарный парк британской армии так же состоял из машин разных марок.

Одной из массовых был Bedford ML. Тот самый, водителем которого успела в конце войны побыть тогда ещё принцесса Елизавета:

О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

Американский автопром славится традициями производства санитарных машин.

К началу 1-й Мировой Форд уже запустил свой конвейер, и в последующие годы войны из США в Европу были переправлены 4 362 санитарных Форда:

О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

На них возили раненых и союзники, и сами американцы после вступления их в войну в 1917. Проблемой было найти водителей, поэтому на эту работу набирали «джентльменов-водителей» из лучших университетов Англии и США, таких как Гарвард. Одних литераторов на них ездило больше сотни, самый известный из которых Хемингуэй. За годы 1-й Мировой 152 водителя погибло, перевезя многие сотни тысяч раненых.

Во 2-й Мировой основной американской «лошадкой» стали полноприводные внедорожники фирмы Dodge различных модификаций:

О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

Этих чрезвычайно проходимых и мощных машин было поставлено в СССР по Ленд-лизу более 20 тыс. штук.  Но приоритет советское руководство отдало многоцелевым и командирским модификациям, получившим в СССР название «Додж — три четверти». На них перемещалось высшее командование, они служили в разведке и тягачами пушек. Санитарных фургонов было получено незначительное количество в конце войны.

О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

К услугам американских врачей были и специально оборудованные вместительные «Дугласы»:

О догоспитальной помощи периода 2-й Мировой.

В заключение надо отметить принципиальную разницу в учёте раненых.         В армии США раненый учитывался сразу при поступлении в руки медиков.  И статистика выживаемости ведётся с первых минут.  У американцев во 2-й Мировой она равняется 70,7% выживших раненых.

В СССР раненый или заболевший попадал в медицинский учёт только при поступлении в госпиталь. И статистика основана на данных госпиталей. И тут всё весьма достойно.

Через советские госпитали прошли более 15 миллионов раненых, из них не выжили 1 миллион 200 тысяч.

Сколько раненых не дожили до поступления в госпиталь, и скольких из них можно было спасти при более совершенной системе догоспитальной помощи и эвакуации, не известно. Во всяком случае, мне никаких данных по этому вопросу найти не удалось.

#медицина,#историявов, #автомобили 

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Друзья мои, хочу поделиться с вами моим самым-самым любимым блогом. Долго я жадничала и тихарилась, но после этого поста поняла, что это уж слишком жирный минус в карму))) Наслаждайтесь.  ( Read more ... ...
Девушки, требуется помощь. Я уже давно и безуспешно ищу кутикульные ножницы-иглы. Нужно, чтобы они были с прямыми, острыми и очень тонкими лезвиями. Может кто-то пользуется подобными или видел в продаже. Цена не важна. Онлайн подойдёт. Оффлайн - Москва, ехать готова в любой конец. Заодно ...
Знаете, что общего между дальнобойщиками, которые, по данным некоторых СМИ, сейчас под Москвой и даже на МКАДЕ, и псковскими десантниками? Их всех убили! Прямо сегодня, с утра: трагически и на совсем. Как обычно в общем: украинские СМИ, самые осведомленные из всех самых осведомленных, н ...
После моей публикации "Жизнь российских сёл"  http://lezhnev-sergey.livejournal.com/35685.html (расположенные в Обоянском районе, Курская область) я решил продолжить тему и отправился в сам город Обоянь, Курская область https://ru.wikipedia.org/wiki/Обоянь Обоянь , это маленьк ...
Ещё один мой новый знакомый, Матвей. Серьёзный, деловитый романтик. Жизненный опыт привёл-таки его к выводу, что мечты, как правило, не имеют привычки сбываться вовремя, поэтому то и дело приходится их опережать и дожидаться их воплощения у ...