О детках здесь и в СССР. Плюс выход на тему "Проржали страну и жизнь"

топ 100 блогов Сообщество "Прошлое" — 08.08.2011

 

И еще один репортаж со школьной скамьи, опять детки высказываются о советском прошлом ("Современные дети об СССР. Пропасть во мгле!", 11-летки косноязычно повествуют о несчастных, плохо одетых забитых сверстниках в СССР; авторам таких репортажей – всегда плюс, надо знать такую важную строну жизни; деткам – сострадание, настолько большое, что язык не поднимется всерьез его выражать).

 

В СССР дети 11 лет, одногодки этих, таких деток сначала бы испугались, а потом дружно скромно пожалели бы. Как забитых и слишком слабо развитых. Тогда 11-летки умели говорить как взрослые. И многие 7-летки тоже. Но – в 60-е – 70 – е. К началу 80-х выпускники после 10-го класса читать не умели – из 20-ти девчонок – 5-7 по складам и не врубаясь в смысл. При чем в 3-5 классе они же читать могли лучше, а затем деградировали. Вместе со всей страной.

А перваши (ученики 1-х классов) бывали развитее всех остальных школьников, разве что к 5 классу некоторые оживлялись, и кое-кто к концу школы взрослел и не деградировал в толпе "одноклассников", становясь одиночкой, но с интеллектом.

Школа деградировала на наших глазах. Учившиеся в 40-х – 50-х удивлялись на учителей своих детей. На их некультурность, грубость. Но даже еще интереснее – с 5 по 8 класс можно было наблюдать деградацию учителей и учеников – на глазах. Бывшие культурными учительницы, разговаривавшие тихими приятными голосами, рассуждавшие, слушавшие со вниманием и заботой, становились крикливыми, размахивающими руками, невнимательными и совершенно без мыслей. Три года все более тупой жизни, все более тупое кино, ТВ, газеты, мероприятия, речи представителей власти и требования начальства. Грубость шла сверху. Заведующие РайОНО, ГорОНО часто были похожи на торговок рыбой с одесского Привоза еще в конце 60-х. Крикливо накрашенные, с наглыми грубыми рожами и манерами, бессмысленными дурными, как пьяными, глазами. Не все такие были, не во всех районах. Очень много от начальства зависело. При культурном директоре школы был культурный коллектив. И за несколько лет превращался в тупое стадо при смене директора на скота. А культурных директоров активно убирали, начальство подбирало по себе.

Пришлось "курировать" десятки школ, наблюдать в течении многих лет метаморфозы превращения в "притоны разврата", прежде всего – морального и интеллектуального распада. Мораль начальства к концу 70-х стала явно открыто базарная. Набрать побольше престижного барахла, нацепить на себя, набить им хаты, вести образ жизни "золотой молодежи (это дядькам и теткам 40-60 лет с фигурами бегемотов и свиней), и хамить – как признак власти, силы, достойного положения в жизни.

[Штрихи, детали. Пили в школах, во главе с директором, с начала 80-х регулярно. Не во всех школах, но бывало в 2-х подряд посещенных пьяные застолья, обнимающиеся с директором, держась за стены, учителя. К концу 80-х в некоторых школах можно было наблюдать такое каждую субботу, плюс праздники, в т.ч. все профессиональные праздники. Так клеветать на школу может только – кто? Иногда – тот, кто ценил школьную жизнь и кому всерьез больно от потери детьми и всем обществом того по-настоящему светлого, чем были когда-то школьные годы. Фильмам о школе 60-х – 70-х (а они, с запозданием, шли о школе предшествующих лет, по книгам и сценариям, написанным ранее выпуска фильмов лет на 2-10) люди, и дети, нашего тысячелетия не могут верить. "Были такие школьники? Такие учителя? Так разговаривали? Так общались? Так интересно жили и мыслили и так сложно чувствовали?" И – куда это все делось? – Туда же. В провал, куда катилось все – от потери человеческого рыбой головы.]

 

Терпели подчиненные такое хамство. И – скромные перемещались из центральных фигур в школе в углы (15 лет завучем и парторгом – и вовсе вон из школы, заведующая музеем и организатор мероприятий – тихо по стеночке с глазами в землю, вместо сияния, как раньше, этих тихих скромных глаз на каждого встречного ученика), а на первые ряды выдвигались принимавшие новые правила и формы жизни.

Школа? Т.е. – почему так много и пламенно о ней? А кто же формировал то, что  вышло из ее стен и стало народом?

И родителей эти школы перевоспитывали. На производстве тоже такое перевоплощение шло. Но, кое-где, более сдержанно. Кое-где пролетариат мог не давать начальству сильно хамить. Но – непосредственному, тем спасая себя от заражения хамством. А верхние слои власти, генеральные директора и партхозактив, борзели и дичали сильно.

Так свернулся СССР, с культурной довольно страны, в быдло. В страну, где наверху, в первых рядах и на определяющих жизнь местах, все более утверждались личности стиля рынка (с интересами целями, моралью и методами действий дикого рынка, с целью – быть больше, – по размеру кошелька, стоимости костюмов, дач, возможностям взять больше добра и пнуть больше людей. С эстрады такое высмеивалось (снимая смехом проблему), а в жизни утверждалось.

В "Берегись автомобиля" Деточкин шепотом кричал на суде: "Ведь воруют, граждане судьи, сильно воруют!" И на этом борьба с внедрением в страну норм воровства заканчивалась. Это в начале 60-х!

И пролетариат, отстающий в развитии от верхов (по лестнице, ведущей вниз), начал воровать на 10-15 лет позже. Те, кто в 60-е бешено возмущался, когда жена просила вынести с завода винтик починить сыну замок на портфеле ("Что! Я с завода вынесу!? Украду!?"), а в магазинах могло просто не быть таких винтиков, те же люди в конце 70-х выносили с заводов, небольшими мешочками, почти каждый день, материалы, инструменты, готовую продукцию. И не сильно гордились и радовались этому. Стало обычным делом. – Так жили все (кроме тех, кого оказалось слишком мало, или у кого оказалось мало сил, энергии, умений и осознанных серьезных понимания и намерений чтобы определить дальнейший путь по иному, не так, как он определился). С верху (вывозя с родных предприятий грузовиками и вагонами). И привили всем.

Воровать было можно всем (по своему рангу). Так ты не становился опасен власти. Наоборот – свой.

Опасными представлялись те, кто не воровал и мог стать противником, утверждать другую жизнь, против жизни начальства.

Не давали хорошо работать, совершенствовать производство. Быть честным и развивать производство, страну. Такое было и в конце 50-х (на заводах, в колхозах) и во все годы. Пресекали инициативу, развитие, и убирали с решающих постов таких продвигающих (с председателей колхозов, с главных агрономов, инженеров).

 

Так что развал Союза шел на глазах, и тем, кто умеет помнить, можно не удивляться результату.

Но чтобы уметь помнить нужно иметь возможность вспоминать. Иметь на это время, силы и предрасположенность к такому занятию.

 

Мои одноклассники не могли вспомнить свои собственные шутки 6-7 класса через 3 года после окончания школы. Я помнил, ценил. Ребята умели изящно шутить.

А они перестали быть изящными. В старших классах они уже не были развиты так интересно, как в средней школе.

Те, кто жил в 60-е - 70-е, и такими, какими они были тогда, очень бы трезво, спокойно, но с горечью оценили бы то, во что превратилась страна и они к середине 80-х и далее.

Но к этим годам они стали другими.

Речи Брежнева никто не воспринимал всерьез. Все хорошо понимали, что это пустая демагогия, смеялись больше, чем с комедий и с эстрады. А в 85-87 на полном серьезе говорили о Горбачеве что он умеет говорить.

Посмотрите записи речей тех лет, сравните Брежнева и прочих 70-х гг. и Горбачева и продолжателей. У говорунов 70-х – ложь, очковтирательство, демагогия, но есть культура речи, пусть часто больше пародией на нее, а у последователей – чистая пародия, и уже не на культурную речь, а на идиотизм (как будто играют идиотов, стряпая такое, что профессиональные сочинители корявых фраз, сатирики, могли бы только завидовать). Но – люди привыкли, постепенно. И отупев, воспринимали Горбачева и прочих как нормальных людей, что-то говорящих. Увидеть, что в этих речах смысла не было вообще, совсем, и вся риторика – испорченная полностью демагогия эпохи Брежнева, грубая пародия на нее – такого видеть уже не могли.

Люди, работавшие в дальних экспедициях, годами не бывшие в рамках цивилизации, возвращаясь с зимовок и из изыскательских партий корчились в судорогах (двоих точно пришлось спасать, свело мышцы пресса) слушая и читая речи Горбачева. А сидящие рядом не могли понять, с чего те так хохочут не переставая, в течении 15 минут.

Но прошло и это время.

И сегодня геологи, корчившиеся от смеха так подолгу в 85 (и еще в 90-м, были шедевры у Горбачева и в 90-м), не могут вспомнить этого своего смеха. Они живут в городах, работают в офисах и догнали время по своему развитию - в ногу с ним.

 

Деградация? Да. Но – для тех, кто ТАК видит и понимает. Кто помнит – что было, и может оценивать с тех позиций. Много таких?

Те, кому повезло жить оторвано от общей сутолоки, кто по роду деятельности часто и подолгу отрывается от массы, общества, и имеет по работе обыкновение анализировать, оценивать самостоятельно, при чем – не только узко профессиональные моменты, а чуть шире, и моменты развития (я знал такое про педагогов высшей школы, имеющих работою не преподавание чисто, с постоянным тесным общением с коллегами и студентами, а разработку методик, т.е. науку в чистом виде и плюс методы преподавания новых знаний) такие оторванные от общества люди имели возможность не деградировать в общем ключе.

Но – надолго ли их хватало, когда им приходилось сменить образ жизни на более "человеческий"? И трудненько им было. видимо, оторвавшись от книг и одиноких поздних прогулок (с додумыванием тех же проблем науки и дидактики), общаться с родными, близкими, друзьями, живущими общей жизнью со страной. Их не понимали и они не понимали. Когда они начинали смеяться на речи окружающих, думая, что это – шутка, на них смотрели с непониманием. И они не могли понять реакции. Поверить, что услышанное – не шутка, всерьез, что корявые фразы (уровня знаменитого "так вот где собака порылась!") произносят на полном серьезе, при чем людьми, которых они знали не первый год, и знали за неглупых... Они не могли  понять и принять это новое качество жизни и людей.

А выход для таких нашелся простой. Их изыскания и наработки стали не нужны. И они пришли в обычную жизнь и в ней адаптировались. Все? Не могу знать. И тяжело же тем, кто не адаптировался. Полное непонимание с окружающими, одиночество. Чем им, таким, жить? Воспоминаниями о прошлом? Чтением старых книг? Ржачкой со всего, что вокруг? Но уже давно не до ржачки. При Горбачеве еще было что жрать и можно было ржать. Чернобыль, и более мелкие, но плотно обступающие трудности жизни не располагали к веселью, смех становился все более нервным, как в отрыв от трудностей. А к 90-м ржать уже можно было только истерически.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Я, видимо, всё-таки человек с не очень устойчивыми моральными принципами и с не самыми твердыми нравственными устоями. Чему, например, в частности, свидетельствует мое отношение к Алексею Венедиктову. Я, естественно, сейчас не стану вдаваться в детали. Во-первых, за прошедшие годы писал ...
Заслуженный мастер спорта СССР Анзор Кавазашвили, ныне возглавляющий комитет по расследованию договорных матчей при РФС, в прямом эфире Sportbox.ru рассказал об условиях, выдвинутых игроками сборной России на чемпионате Европы–2012. - Перед началом ...
А сколько спят ваши дети в 2 года (плюс/минус)? Был недавно пост про кризис сна, читала, все поняла, но хочу ещё больше данных. У меня сейчас ребёнок бодрствует 5+8 часов, сна получается всего 11. С дневного сна приходится будить, чтобы сильно ночь не сдвигалась. При этом дневной сон спит ...
БТР "Саксон" на Украине оснастили 1 пулеметом ДШКМ и 2 пулеметами ПК Фото ©facebook.com Украинской стороной озвучены и планы по установке решетчатых экранов на данную технику. ...