О чистоте, уровне жизни и изменении национального менталитета
s0no — 06.11.2011Когда я только
начала работать агентом по недвижимости и стала ходить по чужим
квартирам, самое сильное впечатление на меня произвела…
грязь, в которой живут наши люди. Грязь начиналась еще на улице. На
снимке - один из дворов Петербурга в 2003 году. В конце лихих 90-х
старая система ЖКХ уже полностью развалилась, а новой еще не было
видно даже на горизонте. Ни улицы, ни дворы не убирались.
В подъездах была настоящая помойка – сломанные двери и почтовые
ящики, разбитые лампочки, изрисованные стены, кучи окурков (а
то и шприцов) на лестничных площадках. Кое-где валялись пакеты с
мусором, которые жильцам было просто лень донести до помойки.
Пакеты рвались, мусор рассыпался по ступенькам, и никому не было до
этого дела. Найти чистую лестницу для взыскательных клиентов в те
времена было труднее, чем хорошую квартиру.
К моему удивлению, состояние квартир оказалось не намного лучше.
Особо поражали, конечно, коммуналки. Даже в комнатах стены
десятилетиями не видели новых обоев, а окна не мылись годами.
Состояние мест общего пользования словами не описать.
График дежурств был везде и, как правило, он соблюдался. Полы и
сантехнику кто-то регулярно мыл. Но боже ж ты мой, разве это были
полы, и разве это была сантехника? Древние доски были кое-где
прикрыты полуободранными плитками ПХВ, у ванн отбилась или
протерлась до чугуна эмаль, из допотопных унитазных бачков
непрерывно струилась вода. Кривые стены были покрыты грязной
масляной краской, а через стекла кухонных окон почти не проникал
свет.
Отдельные квартиры выглядели лучше, но не намного. У вполне
интеллигентных жильцов на кухнях шкафчики висели, покрытые жирной
пленкой, а чайные чашки мылись только изнутри и подавались на стол
со следами губной помады на внешних стенках.
Я смотрела на все это с ужасом.
- Почему они не купят банку краски и не покрасят рамы? – думала я,
глядя на очередное окно кухни с въевшейся намертво копотью. – Это
же совсем недорого и не займет много времени. Да и обои можно найти
дешевые с вполне приличным рисунком.
Вслух я эти вопросы задавать не решалась, а сама я на них ответа
так и не нашла.
Впрочем, чистота на самом деле никак не коррелировала с уровнем дохода. Мне встречались нищие бабушки с накрахмаленными тюлевыми занавесками на вымытых до блеска окнах и вполне обеспеченные граждане с пыльными шторами и раковинами, полными грязной посуды. Вокруг меня шла привычная жизнь, которая этими людьми воспринималась как норма. Кто я такая, чтобы учить их жить?
Однако эти же граждане, побывав за границей, в той же соседней Финляндии, рассказывали мне, как там здорово – чистота и порядок на улицах, во дворах и даже в общественных туалетах, не говоря уже о подъездах жилых домов. В голосе у многих звучали нотки зависти – живут же люди в Европе!
Привыкнуть к тому, что я видела в квартирах, я так и не смогла – сказывалось мое прибалтийское детство в чистенькой, даже в советское время вполне буржуазной Литве. Я часто задумывалась над тем, как мы дошли до жизни такой. Дело в том, что в средние века картина была обратной.
Когда на экране голливудская прекрасная дама перед свиданием медленно погружается в бронзовую ванну на львиных ножках и томно проводит по груди мочалкой с мылом Dove – не верьте! В средние века улицы городов в буквальном смысле утопали в дерьме, ниши в коридорах Лувра служили туалетами, а люди мылись 1-2 раза в жизни. Эпидемии косили население Европы. Есть интереснейший ресурс, развенчивающий множество мифов, сложившихся о жизни в те времена.
Привожу цитату: "Улицы провоняли дерьмом, задние дворы воняли мочой, лестничные клетки воняли гниющим деревом и крысиным пометом, кухни — порченым углем и бараньим жиром; непроветриваемые комнаты воняли затхлой пылью, спальни — жирными простынями, сырыми перинами и едким сладковатым запахом ночных горшков. Из каминов воняло серой, из кожевенных мастерских воняло едкой щелочью, из боен воняла свернувшаяся кровь. Люди воняли потом и нестиранной одеждой, изо рта воняло гнилыми зубами, из их животов — луковым супом, а от тел, если они уже не были достаточно молоды, старым сыром, и кислым молоком, и онкологическими болезнями. Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах. Крестьянин вонял как и священник, ученик ремесленника — как жена мастера, воняло все дворянство, и даже король вонял, как дикое животное, а королева, как старая коза, и летом, и зимой". Текст широко известен, но если он вам еще не знаком - читать обязательно!
В России эпидемий было гораздо меньше – выгребные ямы существовали даже на крестьянских подворьях, а в банях парились каждую неделю. Как же получилось так, что теперь в чистенькой Голландии тротуары моют с мылом, а у нас дворы завалены отбросами? Когда произошел этот перелом в сознании? Могу только предположить, что это эхо 17-го года. Та самая разруха, поселившись в головах, прожила в них сто лет. С другой стороны, миргородская лужа существовала задолго до революции. Да и сейчас во множестве деревень можно встретить непролазную грязь, хотя и техники и материалов достаточно, чтобы хоть как-то привести дороги в порядок, было бы желание. Не хочется верить, что жизнь в грязи - наша генетическая особенность.
Сейчас ситуация начинает меняться, хотя и прискорбно медленно. Сетовать можно до бесконечности, но что можно сделать? Тут я приведу еще одну интереснейшую ссылку.
"В 1980-х годах Нью-Йорк представлял собой адский ад. Там совершалось более 1 500 тяжких преступлений КАЖДЫЙ ДЕНЬ. 6-7 убийств в сутки. Ночью по улицам ходить было опасно, а в метро рискованно ездить даже днем.Грабители и попрошайки в подземке были обычным делом. Грязные и сырые платформы едва освещались. В вагонах было холодно, под ногами валялся мусор, стены и потолок сплошь покрыты граффити".
Дальше автор рассказывает, как именно удалось навести порядок. Эта теория работает. Купив квартиру в старом фонде, я попыталась изменить окружающую среду. О том, как я боролась с чиновниками, можно написать отдельный длиннющий пост, а сейчас только скажу, что в результате в нашем дворе повесили новые двери на все подъезды и положили новый асфальт. Осветили арку и проход между домами, осушили подвал и заменили водосточные трубы. Немного усилий – соседи скинулись, купили новые почтовые ящики и покрасили стены в подъезде.
Все это длилось долго – три, а то и пять лет. Но подъезд и двор стали идеально чистыми. Так что жизнь меняется, причем в лучшую сторону. И не нужно ждать, когда кто-то – власти, спонсоры, добровольцы - создаст вокруг вас рай. Я глубоко убеждена, что если каждый из нас сделает для этого хотя бы малость, рай не заставит себя ждать. В конце концов, разруху из своих голов можем убрать только мы сами.
P.s. tarannatalia привела в комментах ссылку на критику Дениса Абсентиса, в которой утверждается. что в средневековой Европе все было не совсем так плохо. Тоже весьма интересно.