О Чехове
natali_ya — 30.01.2021 Вы обращали внимание на маленький колокольчик в верхней части вашей страницы в ЖЖ?Если наведёте на него курсор, то увидите последние действия в вашем журнале, но не только. Появляются ссылки на посты авторов с надписью "Это может быть вам интересно". Я раньше на это не обращала внимания, но вчера заглянула в одну из таких рекомендаций. Не знаю, как выбираются эти материалы, но в данном случае материал действительно оказался интересным.
Я даже не сразу обратила внимание на то, что рекомендованный мне пост написан очень давно — в 2016 году.
Итак, Александр Павленко (график, автор анимационных фильмов, журналист) перечитал чеховские рассказы и пишет:
— Что и говорить, зрелый период хорош. Чеховские рассказы и повести даже лучше, чем мне помнилось.
Но потом я, как-то недодумав, взялся за ранние юмористические рассказы Антоши Чехонте и... офигел. Нет, это слишком слабое определение моей реакции. Я был потрясён.
Во-первых, это не смешно. Вообще. Во-вторых, ужасно гадко. Дело даже не в вульгарности сюжетов и развязности интонации. Хуже всего то, что Чехов делает с читателями. Он зло, со сладострастием, унижает своих героев, ставит их в глупые и позорные ситуации и приглашает нас, читателей, присоединиться к своим садистским забавам, стать соучастниками разнообразных издевательств. Чехов стремится запачкать меня, читателя, презрением к описываемым им, Чеховых, людям. Книгу я отложил с крайне неприятным послевкусием и задумался – а ведь это литературное варево подаётся как чуть ли не эталон юмора. Практически все русские читатели смеются и прыскают в кулак над смешными рассказами Человека-без-Селезёнки. Им весело?
Я задала ему вопрос:
— Скажите, а вы не задумывались, почему зрелый период Чехова по вашей оценке очень хорош, а его ранние рассказы вы оцениваете как "ужасно гадко"?
Получила ответ:
— Это понятно, тут задумываться не над чем. Ранние рассказы писались чисто для денег и строились на кривлянии. Чехов видел себя дешёвым шутом, автором подписей к карикатурам. Но Суворин предложил Чехову делать карьеру и объяснил, какие именно рассказы требуются продвинутой публике. Чехов на пробу сделал сборник "В сумерках", который состоит из таких же схематичных и тупых рассказов, как и "смишные шютки", но выстроенных не на "юморке", а на "настроении", срисованном с живописи Товарищества Передвижных Выставок. Сборник имел сенсационный успех и Чехов переключился на производство текстов, которые стали его визитной карточкой. Эти рассказы создавались уже не просто для денег, но для удовлетворения амбиций и поднятия собственного социального реномэ.
Поскольку Чехов писал рассказы зрелого периода совершенно холодно, аналитично, не подключаясь к ним эмоционально, они в большинстве случаев совершенны с литературной точки зрения. Это шедевры.
Мой комментарий:
— Если писателя читают и сто лет спустя, причём не только на его родине, а его пьесы ставят в лучших театрах, опять же во всём мире, значит у него есть талант. Понятно, что ранние произведения могут быть значительно слабее, чем в зрелости, не было ещё профессионализма, жизненного опыта, но талант — всегда талант, даже в ранних произведениях он должен быть заметен. А вы утверждаете, что человек писал бездарные рассказики и вдруг кто-то ему сказал, что и как нужно писать и он начал создавать шедевры. Странно.
|
</> |