О быте
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Принято представлять себе советского профессора этаким красивым барином, примерно как Алексей Толстой на известном портрете, холеным и высоколобым.
Непосредственно в моей семье профессоров не было, вернее был один но он был столь нестандартен, в том числе и для нашей семьи и столь любим ею и не только, что говорить о нем нет смысла.
Да и потом бездетная пара, его погоны и его профессорство обеспечивали им очень высокий материальный уровень и домработницу в том числе.
Мой отец был практиком, ему надо было конструировать, чтобы дышать и он несколько презрительно относился к написанию научных трудов, чем и обеспечил себе необходимость горбатиться на двух работах практически по гроб жизни.
Но множество докторов наук было среди родительских друзей и среди родителей моих друзей, да и работала я долгое время в науке, пересекалась.
Так вот, наконец подошла к сути своего выступления:)
Советские профессора мало напоминали графа Толстого.
В основном советская профессура поднялась на свои вершины на советских социальных лифтах.
Талантливые мальчики и реже талантливые девочки из глубинки приезжали завоевывать советские столицы и завоевывали.
Голодные годы общежитий, годы аспирантуры, годы коммуналок для женившихся на москвичках или ленинградках, все это не способствовало наработке барских привычек вроде кофе в койку и стряпуха Глафира на кухне.
В детстве и в ранней юности особенности быта в знакомых домах я не замечала, но так как я вышла замуж в восемнадцать, то видимо в это время мне пришлось проанализировать привычные глазу картины и задуматься над стратегией и тактикой ведения собственного хозяйства.
К тому моменту, как я озаботилась этим вопросом, прислуга ( у нас в семье ее сроду не было) исчезла как класс, ушла без дипломов на инженерные и лаборантские должности и все остались один на один со своей грязной посудой без посудомоечных машин, со своей стиркой без стиральных машин и со своим унитазом.
Так вот, с бытом по моим наблюдениям, хорошо справлялись выходцы из дореволюционных крестьянских семей, из крепких рабочих семей, из мещан и вот что точно, из буржуазии.
Последние до блеска натирали свою единственную оставшуюся вазочку со сколом и суконкой и мастикой паркет своей единственной комнаты.
Т.е. в любом случае это были выходцы из среды, в которой систематически обучали быту, будь это добела отмытые полы, или наваристые щи, или единственная суповая миска для всей семьи, которая должна была быть всегда чистой..
В профессорских семьях, в которых один был светило, вторая тоже худо-бедно работала, зачастую царил хаос.
Хаос на огромном рабочем столе отца, к которому не разрешали приближаться, хаос в комнатах детей, от которых требовали в основном творчества и знаний, но знания о мытье полов и посуды, как правило в перечень не входили.
Этот вопрос сводился к пререканиям, которые совершенно не допускались в нашей нетолерантной семье.
Тоже самое относилось и к воспитанию, "учись детка", а в какой руке ты держишь вилку и чем ты режешь микояновскую котлету никого не волновало.
Вся эта среда была очень милая, очень активная, очень духовная, но быт, быт был как правило не их конек.
Это ни плохо, ни хорошо, каждый имеет право.
Недавно сослуживец, прекрасно воспитанный ( на мой непросвещенный взгляд, Бестужевских курсов я не кончала) несколько смущенно обронил - меня растила улица.
Что сказать, хорошую он выбрал улицу, потому как маршрут каждый выбирает сам.
Но к улице его растила и мама, что тоже очень заметно.
Так что зря он комплексует по поводу профессорской семьи, в которую он когда-то вошел и быт которой он в основном и тянет.
Приучение к быту и к поведению в быту это большая наука, которую не всем преподают и не всем дано освоить.
Она передается из поколения в поколение и сертификат на овладение ею не прикалывается к докторскому диплому.