О бездушии | Артур Матевосян

Говоря об аморальном поведении, мы имеем в виду не только грубое попрание нравственного закона. Как часто за нашей симпатией, дружбой, и даже любовью к ближним скрывается корыстная заинтересованность, когда добро другим делается не ради них самих, а лишь потому, что их благополучие необходимо для нашего же блага!
Возникает вопрос-возможно ли преодолеть эту греховную сосредоточенность на самом себе, это циничное и прагматичное отношение к людям как к простым орудиям и средствам для достижения своекорыстных целей? Если оставаться на материалистической платформе, то ответ на данный вопрос может быть только отрицательным. В природе все живые существа пожирают друг друга, и это является необходимым условием самого их существования. Каждое из них является для другого только средством к существованию, но ни коем случае не его целью. Человек с естественнонаучной точки зрения является неотъемлемой частью биосферы, и потому не может быть исключением из этого всеобщего правила.
К счастью, эта точка зрения не является единственной. Помимо неё существует и христианское учение о человеке, основанное на сверхъестественном Откровении. Греховная обособленность, эгоцентрическая сосредоточенность на себе и взаимная вражда преодолимы в Церкви-Мистическом Теле Христа, одушевляемом Духом Святым-ипостасной любовью Отца и Сына. Именно Дух Святой, даруемый христианам посредством таинства Миропомазания и незримо присутствующий в глубине их сердец, связует их невидимыми узами божественной любви. Именно этот благодатный дар Утешителя позволяет нам ощутить жизнь другой души не как некую абстракцию, а как конкретную и непосредственно воспринимаемую нами реальность. По сути, божественная любовь есть ни что иное как духовное отождествление с другим без утраты своей собственной идентичности, и такое отождествление возможно лишь в Церкви. Только в Ней возможно осуществление того нравственного Идеала, о котором говорил Спаситель: "...да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе" (Ин. 17, 21)
|
</> |