Нравится ли вам такой тип красоты?
zina_korzina — 27.03.2018Иван Бунин в «Лёгком дыхании» выводит формулу тогдашней гармонии: «Я в одной папиной книге,- у него много старинных смешных книг, - прочла, какая красота должна быть у женщины… Ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза, черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки,- понимаешь, длиннее обыкновенного! - маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округленная икра, колена цвета раковины, покатые плечи,- я многое почти наизусть выучила, так все это верно! - но главное, знаешь ли что? Легкое дыхание!» Хоть книга и - старинная, однако, смысл - ровно современный на тот момент.
Под cut-ом - картинки и голосовалка.
- Американская актриса Камилла Клиффорд.
- Талия певицы и куртизанки Лины
Кавальери.
- Открытка 1900-х годов. Франция.
Прекрасная Эпоха предъявляла к женщине беспощадное требование: «Будь красивой!» Марина Цветаева с горечью пишет о той людской и, особенно, мужской привередливости, не ищущей в красавице души, но с умницы непременно требующей красоты. «Красоты же - непреложно». Эпоха изысканных фраз и красавиц с точёными фигурами не принимала ничего «серого», тривиального, неинтересного для глаз. Итак, фигура. Понятное дело - «песочные часы». Красавицей ‘Belle époque’ признавалась обладательница тонкого стана, округлой большой груди и широких бёдер. Помимо моделирования фигуры, у корсета было много других «социальных функций». Так, корсет очень долгое время был статусной вещью, отличительным признаком туалета аристократки. По мере демократизации общества корсет перестаёт быть символом кастовой принадлежности, теперь даже служанки и работницы прилавка ходят со стянутой «осиной» талией. Некоторые историки моды (в частности А.Васильев в своих «Этюдах о моде и стиле») приводят в качестве примера подобной одержимости следующий факт: модницы ‘Belle époque’ сравнивали объём своей талии в корсете с объёмом шеи поклонника. Судить о том, является ли это правдой или же – просто красивой легендой, видимо, уже нельзя.
- Открытки 1900-х годов. Франция.
‘Belle époque’ – время абсолютного триумфа брюнеток. Блондинки, разумеется, признаются миловидными, прелестными, но никак не обворожительными. Женщина - загадка – это непременно тёмные глаза и тёмные волосы. Чёрный цвет - символ драмы, тайны, самоотречения. Излюбленные женские образы эпохи – Клеопатра, Саломея, Федра, Кармен, Медея. Всех этих женщин, реальных и выдуманных, всегда представляли с чёрными, как смоль, волосами. Всеобщее увлечение Древним Египтом, мусульманским Востоком, Крито-Микенской культурой, Японией – всё это давало дополнительные «баллы» темноволосым красавицам. Любовь к брюнеткам – это ещё и любовь к современной экзотике. Люди ‘Belle époque’ не принимали ничего тривиального – темноволосые итальянки, еврейки, француженки, выходя на сцену, придумывали себе удивительные «родословные», превращаясь в индийских жриц и дочерей восточных принцев. Кстати сказать, Испания также считалась экзотической страной. Так, в Нью-Йорке была популярна некая Карменсита, танцующая в заведении «Костэр энд Биллз» (на самом деле она была дочерью польского каменщика-эмигранта, живущего в штате Пенсильвания). Потом её, правда, затмила «настоящая испанка» - Каролина Отеро…
- Реклама крема Simon.
У настоящей красавицы ‘Belle époque’ – бледная кожа с едва тлеющим румянцем. Для того чтобы соответствовать духу времени, сотни тысяч женщин во всём мире постоянно пудрились, отбеливали кожу различными (не всегда – безопасными) средствами и даже - пили уксус. «Бледная дева вчерашней луны», «…кто-то думал о бледной красе», «и бледный лик поголубел» - поэты воспевали благородную синевато-белую кожу, а женщины им верили и всеми возможными способами уничтожали ненавистный румянец. «…Лилию оскорбляющее полнокровье граната», - как писал Игорь Северянин. Считалось, что у бледной женщины есть тайна, разумеется, любовная. Страдание, муки ревности, бурные ночи страсти – вот основные причины женской бледности (а вовсе не проблемы со здоровьем). Анастасия Цветаева, младшая сестра поэтессы, отмечала, что Марина в юности старалась, как можно меньше есть и в погоне за модной бледностью лила себе еду в уксус. В многочисленных изданиях ‘Belle époque’ (таких, как, например, «Нива» или «Дамский мир») довольно часто встречалась реклама отбеливающего «крема Симон» от парижского производителя J. Simon.
- Слева - ноги танцовщицы Каролины Отеро.
- Всправа - ноги танцовщицы и актрисы Лиан де
Пужи.
- По центру - открытка 1900-х годов. Фрагмент.
Вам, вероятно, покажется странным, что в Прекрасную Эпоху красота ног вовсе не являлась важной составляющей женской красоты,хотя Бунин что-то там такое пытался выявить... В силу господствовавшей моды на длинные юбки, параметр не являлся столь уж актуальным. Другое дело – ноги как таковые, в особенности, ноги обнажённые. Это - настоящий вызов. Зато невероятно ценилась красота ступни. Именно эту часть тела, собственно, и называли «ножкой», и горе той прелестнице, у которой она оказывалась большой или широкой. Маленькая ножка, обутая со всей элегантностью, узкая щиколотка в шёлковом чулке – кокетливая ‘belle femme’ всегда найдёт повод их продемонстрировать. Таким образом, крошечная туфелька с французским каблучком, показанная как бы невзначай, вызывала всеобщий восторг. По мере того, как юбка - укорачивалась, а женщина всё больше ходила, работала и занималась спортом, тенденция полностью сменилась: уже в 1920-х годах никто не обращал внимание на величину ступни, зато в моду вошли длинные стройные ноги...
|
</> |