Топ-пять самых безумных головных уборов.
zina_korzina — 21.03.2018- Забавный escoffion-en-cornes глазами художника 1920-х
годов.
- Портрет Маргариты Анжуйской.
1. Позднесредневековый концептуальный трэш - escoffion-en-cornes (эскофьон-а-корн). Получил распространение в Бургундии, а затем, как эпидемия, разошёлся по всем странам Европы. В те времена не существовало никакой французской моды - только бургундская. Пресыщенное, изысканное общество. Сибаритство. Поэзия и куртуазия. Длинные волосы заплетали в косы или укладывали валиками в районе ушек. На такой укладке построена вся форма эскофьона, покрытого сверху плетёной сеткой из золотых нитей, жемчугом или мелкими металлическими розетками. Собственно, рога - это сооружения, где томились косы. Некоторые умные и весёлые люди полагают, что у escoffion-en-cornes есть древние, сакральные корни и приводят в пример рогатую кичку русских женщин и некоторые выкладки из рыбаковской монографии о язычестве древних славян (и прочих народностей).
- Высота фонтанжа росла год от года, уже мало напоминая
первоисточник.
- На Руси фонтанж пытались носить в формате
кокошника.
2. Эра барокко. Кружевное безумие - fontange (фонтанж). История его возникновения настолько уникальна, что заслуживает отдельного разговора. Как-то раз, охотясь в лесах Фонтенбло, королевская метресса Анжелика де Русилль - Фонтанж растрепала свои чудесные локоны и дабы волосы не мешали ей в упоении мчаться за ускользающей зверушкой, сорвала кружевной манжет и обвязала им голову. Некоторые чудо-авторы, правда, утверждают, что в этой пикантной истории фигурировала кружевная подвязка, но во времена Людовика-Солнце не былосигарет «Друг»кружевных подвязок (они появились в XIX столетии). Тут важно другое - Людовик оценил находчивость фаворитки и даже вскользь заметил, что задумка девушки чудо как хороша. Возможно, это было сказано в шутку, но уже на следующий день примеру де Фонтанж последовали многие придворные дамы. Что же касается головного убора «а-ля Фонтанж», то он не выходил из моды… более тридцати лет, причём высота его росла год от года.
- Реконструкция убора ‘a-la Belle Poule’.
- Английская карикатура: женщина-овощ. Или инсталляция
«Битва за урожай»?
3. Премудрости рококо. Точнее - делирий. Уборы «с фрегатами», а также - садами, огородами, античными развалинами, пароходами-паровозами-аэропланами (простите, не смогла остановиться). Самой знаменитой причёской-конструкцией этого периода считается ‘a-la Belle Poule’. Она была так названа в честь известного фрегата «Белль Пуль», победившего английский фрегат «Аретуза» в 1778 году. Так как опытного куафёра, умеющего создавать подобные конструкции, было сложно найти даже в Париже, дамы, образно говоря, стояли в очереди к тому или иному мастеру. Сделав причёску, они могли носить её целый месяц, не смея даже спать по-человечески – существовал специальный валик, позволявший во время сна держать куафюру на весу. Разумеется, причёски модных красавиц начинали кишеть кровососущими насекомыми, но даже это мало кого останавливало. Щеголихи не отдавали себе отчёта в том, что их кумиру – Марии – Антуанетте ежевечерне разбирают её сложные вавилоны, причёсывают на ночь волосы и смывают с них пудру.
- Открытки: романтическая и насмешливая.
4. Чудеса Серебряного века. Дамский силуэт начала 1910-х годов – чуть завышенная талия, узкие рукава, прямая юбка, немного расширяющаяся книзу за счёт небольшого трена - всё это позволяло сделать акцент на немыслимом головном уборе. Их в шутку называли бельевыми корзинами. Широкополая и высокая шляпа крепилась при помощи длинных шпилек и булавок. И без того массивные шляпы утяжеляют при помощи декоративных элементов – цветов, перьев, искусно уложенных прозрачных тканей и даже – чучел птиц. Над корзинками весело издевались - модных дамочек не пускали в трамваи - и так тесно. Альбер де Дион, первый производитель автомобилей во Франции, стремясь угодить куртизанке Отеро, подсчитал, какой высоты должна быть машина, чтобы в ней удобно могла поместиться её шляпа. Сестра Марины Цветаевой, Анастасия вспоминала свой поход в шляпный магазин: «И там, подавая нам несусветный выбор шляп – подносами, корзинками, корзиночками с целым садом цветов и лент…».
- Маленький головной убор 1950-х являлся дополнением к
образу диоровской дамы.
- Фотография из советского пособия по вязанию.
5. Радости и прелести послевоенного New Look. Люди старшего поколения помнят жаргонное название микро-шапочек, защищающих от холода только теменную часть головы - «менингитки». Мол, если зимой носить такой головной убор (что, собственно, и делали модницы всего мира), то не мудрено заработать менингит. Шапочку – «менингитку» изобрела для Дома Dior Митца Брикар - румынка по национальности. Маленькая штучка являлась очаровательным дополнением к образу нежной дамы, которая носит утягивающее бельё, каблук-шпильку, крошку-сумочку. Вместе с тем, в СССР таких нимф почти не водилось, однако же, пролетарки с инженершами ничуть не отставали от парижских принцесс. В одних журналах над менингитками издевались, в других - давали советы, как связать. Мы же не можем ждать милостей от Легпрома...! Кстати, на Западе было тоже множество карикатур, но тамошних шутников смущала форма - невнятная какая-то нашлёпка (в Англии это называли - яичная скорлупа).
|
</> |