«Новому поколению будет не важно, как человек выглядит, что ест и с кем спит»
55_77 — 20.09.2020Только мы привыкли к бумерам, зумерам и миллениалам, как появилось новое поколение. На этот раз — альфа, те, кто родился после 2010 года. Какими и в каком мире вырастут наши дети? И что будут думать о нас, родителях? Об этом подробно рассказывает наш блогер Елена Кулешова.
Я рискнула представить, каким будет мир, когда нынешние десятилетки станут взрослыми. Случится это лет через пять-шесть: раньше им просто никто не даст, а с этого рубежа — никто не остановит. И, знаете, это ведь будет уже 2025 год. К 2030 мы уже будем, как сурок Фил, пугаться собственной цифровой тени. А в 2045 году окружающая нас действительность изменится очень сильно. Надеюсь, я не только это увижу, но и проживу в ней еще лет так 30, чтобы увидеть поколение-β и следующие за ним.
Поколение альфа — вы слышали о таком? Это дети, которые придут на смену «зумерам», дети, о которых я предпочитаю думать, как о «детях дождя» из «Гадких лебедей» братьев Стругацких. Я не считаю, что только и исключительно на них стоит сконцентрировать внимание системы образования. Наоборот, они этого внимания не требуют, им и система образования наша не очень-то требуется. Зато мы должны присмотреться к себе.
Технологии важнее знаний
Нас, поколение Х, с детства учили, что знания — это главное. «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Да ничего подобного! Обладающие потрясающими знаниями учёные-эрудиты, исследователи, опытные специалисты по сравнению с ютуб-блогерами — неизвестные и неоценённые работяги. Люди с потрясающими инсайдами могут так и остаться с ними наедине, если у них нет канала распространения информации. Более того, любая инновация, согласно расхожей фразе, имеет срок жизни банана: сегодня ты придумал идею и решил её обдумать, а завтра встречаешь своё изобретение в магазине.
Искусственный интеллект (которого нет, а есть ряд технологий, но это сейчас неважно) меняет нашу жизнь как ветер: холодает — мы инстинктивно кутаемся в плед. Появляется Алиса или Алекса, мы быстро к ней привыкаем и даже скучаем по общению, если нет сети. Нетфликс у нас, беспилотники Яндекса — и много чего ещё Яндекса, начиная от Яндекс.Дзена, народного СМИ, заканчивая Яндекс.Практикумом, Яндекс.Лицеем и т. д.
Если искусственный называется AI — Artificial Intelligence, то эмоциональный — EI. Этому машина научиться не в состоянии, так что порыдать на плече любимого домашнего андроида нам не светит как минимум лет триста, а то и пару тысяч. И вот он-то, эмоциональный интеллект, станет мерилом человека и его человечности. Боюсь, что измерять будем не мы, измерять будут нас. И вот как это произойдёт.
Опыт и возраст больше ничего не значат
Булгаковский мастер конферанса из Варьете Жорж Бенгальский страдал распространённым пороком: он лгал. Вернее, говорил то, что как он думал, должно потрафить почтеннейшей публике. За что впал в немилость у свиты Воланда: если помните, Бегемот оторвал Жоржу голову.
Такого сценария я не предвижу, конечно, в общении детей-альфа и старших поколений. Будет, скорее, неприятие нашей лжи, стремления выкрутиться, чтобы не попасть под гильотину общественного мнения и увольнения. Наши дети не поймут лживого душевного надрыва, психологического насилия, субъективного осуждения, двойных стандартов.
Нам придётся тяжело. Да и уже приходится. Например, помните, раньше седины и опыт давали как бы карт-бланш: человек уже всего достиг и может учить, а самому ему учиться и не надо вовсе. Сейчас кто не учится — тот падает, тащится в хвосте, вскрикивая от ужаса своего положения. А уж что касается требований к морали и этике…
Знаете, сколько при мне было звонков пожилых педагогов более молодым с просьбой объяснить, как подключиться к конференции в Zoom или подписаться на паблик на YouTube? Тьма. Думаете, потому что пожилые учителя уже ничего не соображают? Отнюдь! Память у них и острота мышления прекрасны. Только вот лет так тридцать назад они перестали учиться, полагая, что всё это не их сфера и вообще баловство, да и не пригодится. И ошиблись в оценках. У нас, знаете ли, футурологов признают в России только в виде научной фантастики. А остальное — томление духа, мечтания и прожектёрство. Неумение — и боязнь даже — заглянуть в глубину будущих лет подавалось долгие годы как практичность, надёжность и крепкая укоренённость в настоящем.
Критическое мышление и никаких дипломов
Эмоциональный интеллект — это некий набор навыков, который позволяет распознавать и понимать чужие эмоции и намерения, а также контролировать свои, чтобы решать практические задачи. Миллениалы, которые сейчас занимают главенствующую позицию в обществе, этого навыка, кажется, вовсе лишены. Даже больше бумеров.
Ждать сочувствия или понимания от работодателя-миллениала не надо: в его конструкции, как правило, отсутствует этот слот как «нерациональный»
Но эмоциональный интеллект — не единственное, что будет отличать этих детей от остальных поколений. Они вернут к жизни почти угасшее у иксов и миллениалов критическое мышление. Они будут меньше времени тратить на оценку ситуации (около секунды против 8 секунд у «зумеров»). Будет стыдно оценивать человека по внешнему виду, полу, возрасту: те безобразные кампании травли «толстых», «баб», «нерусских», «старпёров», «блондинок» которые сейчас наблюдаются сплошь и рядом, станут неприличными. А у нас это, коллеги, чуть ли не национальный спорт — как превозмочь-то, как пересилить?
Высокие моральные стандарты, цифровая грамотность с пелёнок, любовь к родителям, ценность естественности и индивидуальности — это черты, которые называются характерными среди черт детей-α. От себя добавлю, что они наполовину будут жить в реальном, наполовину — в цифровом мире, особенно его не разделяя. Будут создавать (и уже создают) «быстрый контент»: искренние, цепляющие вещи, которые по спросу кратно перекрывают тщательно спланированные стратегии миллениалов. И, как я думаю, они уйдут от идеи непременного получения диплома о высшем образовании. Просто не станут учиться в университете, да и всё.
Вузы на первом этапе модификации образования поделятся на провинциальные, профильные и элитные и в сумме займут, наверное, 50% от числа выпускников. Остальные будут учиться тому, чему захотят и сразу прикладывать знания к решению практических задач. Не знание ради знания, не практика ради практики, а знания ради практического решения. В этом существенная разница: они будут до ужаса практичны и рациональны, при этом — эмоциональны, эмпатичны, открыты, в меру доверчивы и готовы к совместному творчеству.
Для нового поколения мир будет всегда открыт
Компания Twitter предложила сотрудникам, которые не хотят ездить в офис, оставаться дома и работать оттуда. Да, навсегда, а не только во время коронавируса. Треть работников в США — фрилансеры, лет через 15 их будет не меньше половины. Почему? Да потому что важно то, что внутри человека — его личность, привычки, компетенции, работа его и знания. И совершенно не важно, как он выглядит, что ест и с кем спит. Дико, да?
Особенно для эйчаров, которых, я надеюсь, быстро и массово заменят нейросети, которым неинтересен, к примеру, возраст соискателя. Или его лишний вес и цвет кожи. А ещё нейросеть найдёт все цифровые следы и составит точный портрет соискателя, не удовлетворяясь страницей резюме.
По прогнозам, дети-α сменят в среднем 5 профессий и 20 работ за всю жизнь. Им не нужно будет, как зумерам, пересекать Анды и Альпы, чтобы «открыть мир». Мир всегда будет открыт для них, не говоря уже о потоке знаний, который формирует сейчас мировая система образования. Сотни тысяч курсов, электронные цифровые сертификаты, онлайн-обучение, самостоятельный подбор траектории — всё это, как молодой жеребёнок, растёт, готовится и ждёт своих первых настоящих седоков.
Давайте признаемся: мы далеко не всегда успеваем за детьми. Те, кто постарше, кому сейчас 35+, так и не научились в массе своей признавать первенство детей в технологиях. И свои ошибки, и свою некомпетентность — тоже.
Людям определённого склада, скажем так — традиционалистам, в какой-то мере, очень неприятно осознавать своё выпадение из обоймы. Поэтому вокруг так много статей о бездуховности молодёжи, позитивных сторонах домостроя и патриархата, разлагающих мозг гаджетах, сатанинской чипизации и искусственном интеллекте, который захватит мир.
Не захватит, причин для волнения нет. По крайней мере, примерно пару тысяч лет мы может не суетиться по этому поводу. Остановить процесс появления «гадких лебедей» невозможно. Мы можем только попытаться вогнать этих детей в свои рамки, в меру разумения: и отрезать им белые лебединые крылья. Вот только как смотреть им потом в глаза?
И, предвижу возражения, что, мол, «дети одинаковы во все времена». Да, так и есть. Во все времена дети умеют мечтать и надеяться, в этом они одинаковы. Опалённые жизнью взрослые стараются уберечь детей от ошибок и стараются направить их на те тропы, по которым прошли безопасно сами — дорогой из красных вешек. Только дети хотят идти совсем другой дорогой, и у каждого поколения эта дорога своя, потому что предыдущие поколения изменяют ландшафт — и с каждым веком это происходит всё быстрее и всё масштабнее.
Пусть идут свободно. История — это анизотропное шоссе, дорога в одну сторону. И возврат невозможен.
источник